Голограмма своими руками и анимация на виниловом проигрывателе
В рамках фестиваля прошло 19 лекций, 7 воркшопов, 5 мастер-классов и игр, посвященных выбору профессии, а также 45 консультаций с психологами из центра профориентации «Вектор».
Музей оптики подготовил серию мастер-классов по старинным методам мультипликации (с помощью зоотропа, фенактископа, современного фонотропа и сканимации). Сотрудники мастерской музея показали, как можно создать эффектную анимацию, используя подручные средства: бумагу, виниловую пластинку или деревянный диск.
Серию воркшопов подготовили студенты и сотрудники научных лабораторий ИТМО: например, обучающиеся факультета робототехники предложили школьникам собрать собственных роботов из Lego Mindstorms, а затем разобраться с платами Arduino, которые лежат в основе управления роботами. А на экскурсии в лабораторию голографии Центра выставочного проектирования посетителям не только показали лазерную установку, но и предложили записать собственные голограммы на фотополимере — и унести их с собой в качестве сувенира.
Отдельной площадкой стала зона игр, посвященных выбору карьеры: школьникам предлагали познакомиться с исчезающими профессиями и событиями, которые к этому привели, подумать над тем, какие навыки понадобятся для профессий будущего, а также попробовать выстроить карьерную траекторию вымышленного персонажа.
Лекции по нейроиконике, ИИ и Soft Skills
Одним из самых масштабных блоков фестиваля стала лекционная программа: организаторам удалось привлечь ученых, менторов из Акселератора ИТМО, преподавателей Soft Skills, а также представителей международной студенческой организации AIESEC. Темы лекций получились максимально разнообразными: например, профессор физического факультета ИТМО Сергей Стафеев познакомил слушателей с нейроиконикой — наукой о построении изображений в мозге и механизмах их восприятия. А аспирант факультета программной инженерии и компьютерной техники Даниил Шаров рассказал об искусственном интеллекте, где применяются такие технологии и какие разработки в этой области есть в ИТМО.
Помимо этого, эксперты рассказали о профессиональном развитии и карьерных возможностях. Ментор Акселератора ИТМО Максим Заикин прочел лекцию по предпринимательству и рассказал, кому подходит этот путь, какими навыками должен обладать успешный бизнесмен и как избежать самых распространенных ошибок. А историей своего успеха поделился основатель стартапа EasyTry Даниил Андреев.
Серию лекций подготовили психологи из центра профориентации «Вектор»: они рассказали о типичных ошибках при выборе профессии, обсудили реалии современного рынка труда и провели интерактивное занятие по принятию решений. Своей экспертизой поделились и сотрудники медико-психолого-социального центра ИТМО, а также преподаватели блока Soft Skills: Светлана Смольянинова рассказала про эффективные инструменты коммуникации и способы решать конфликтные ситуации, а Мария Ососкова — про надпрофессиональные навыки, которые нужны для построения успешной карьеры в любой области.
Специалист отдела организации приема Юлия Лутфуллина провела презентацию основных направлений обучения в ИТМО и ответила на вопросы, волнующие абитуриентов. Посмотреть записи всех лекций можно на сайте мероприятия.
Лекция Сергея Стафеева на EDFest Saint-Petersburg
Муки выбора
Как рассказывают организаторы, идея мероприятия родилась еще в прошлом году в команде студентов, сотрудничающих с Музеем оптики. Много работая с детьми, школьниками и будущими абитуриентами, они заметили большую проблему выбора, с которой сталкиваются выпускники при выборе вуза и направления обучения.
«Мы со студентами сошлись в решении, что это действительно большая проблема: абитуриенты далеко не всегда делают осознанный выбор при поступлении на ту или иную специальность, не понимают, куда они идут, а потом, уже в процессе, пытаются менять поле деятельности, — объясняет Елена Бобрицкая, куратор фестиваля, директор центра технологического предпринимательства и специалист по учебно-методической работе Музея оптики. — Это вопрос именно правильного понимания своих интересов, своей специфики, своего осознанного выбора будущей профессии. Поэтому мы и решили сделать большое и интересное мероприятие, посвященное профориентации. Причем изначально рассчитывали только на свои силы, но в итоге идеей загорелись много классных специалистов, спикеров — и мероприятие вышло за рамки нашего музея и стало городским».
Средства на организацию команда получила от гранта Росмолодежи — их заявку одобрили еще в мае 2021 года, но из-за ковидных ограничений провести фестиваль удалось только сейчас. Правда, большинство лекций было решено оставить в онлайн-формате — для большего удобства спикеров и слушателей.
Самой важной частью мероприятия была серия профориентационных консультаций с психологами — её прошли 45 школьников совершенно разных возрастов: как ученики младших и средних, так и старших классов. Для последних это было особенно актуально: как признался один из посетителей фестиваля, ученик 11 класса лицея №344 Александр Михайлов, он пришел в первую очередь именно ради разговора с психологом:
«Прямо сейчас я пытаюсь выбрать, куда поступить. Очень сложно определиться, поэтому цепляюсь за любую возможность и хожу на профориентации, дни открытых дверей. В конце февраля ходил и на день открытых дверей в ИТМО. Не уверен, что смогу поступить — очень высокие проходные баллы, но здание мне очень понравилось. С одной стороны, мне интересны инженерные специальности, но пока что я не знаю, как сложится мой путь, может, буду строить мосты, а может, стану репортером. Поэтому мне интересно поговорить с психологом — я проходил множество интернет-тестов, но хочется пообщаться с живым человеком, который меня не знает и чья позиция нейтральна. А не просто с друзьями-товарищами обсуждать, кто куда собирается поступать», — делится Александр.
Помимо разговоров с психологами, участникам предлагали дополнительно пройти тестирование с использованием нейроинтерфейса и датчиков электрической активности кожи. Устройство анализирует колебания, выделяемые в общей электрической активности головного мозга в процессе прохождения теста/выполнения задания. Над комплектом устройств и ПО для эксперимента работали в том числе инженер-исследователь лаборатории междисциплинарных исследований развития человека СПБГУ Павел Летягин и студент 2 курса магистратуры ФТМИ, сотрудник Фаблаба ИТМО Павел Лекшин.
Как объясняет главный организатор фестиваля, студент факультета технологического менеджмента и инноваций Артем Мамонтов, цель эксперимента — установить корреляцию между результатами психологического тестирования и данными показаний нейрогарнитуры:
«В рамках мероприятия мы собираем данные, чтобы выявить схожие паттерны в электрических сигналах и понять, почему эти сигналы изменяются. Чтобы исходя из этого мы могли сказать, что человеку нравится, к каким видам деятельности его тянет и кем бы он хотел и мог быть. Пока что мы просто проверяем гипотезу — данные с нейроинтерфейса мы будем сравнивать с ответами ребят на сессии с психологом. Если мы убедимся, что технология работает, что она релевантна, будем развивать этот проект дальше. Возможно, будем докупать оборудование, в частности, энцефалографы, чтобы снимать данные не только с лобной доли, но и с других зон мозга», — рассказывает Артем Мамонтов.
На вопрос, будут ли подобные мероприятия проводиться в будущем, организаторы однозначно отвечают: да. Даже если не получится организовать фестиваль в таком же масштабе, профориентационные консультации точно войдут в регулярную практику работы музея со школьниками:
«Мы получили много слов благодарности от ребят. Они говорили о том, что их наконец услышали, помогли понять, в какую сторону надо развиваться и какой выбор сделать. Так мы поняли, что площадка с профориентацией очень важна. И даже если следующий фестиваль не будет таким масштабным, мы точно будем проводить мероприятия, где дети смогут поговорить с профильными специалистами и задать свои вопросы», — заключает Елена Бобрицкая.