Спор старого с новым
В этот раз выставка проходит не на родной площадке AIR, а в здании бывшей домовой церкви Петра и Павла при Императорском коммерческом училище. Это здание в псевдоготическом стиле, в котором сейчас располагаются лаборатории ИТМО. Правда, исторический интерьер стал практически неузнаваем ― художники тотально преобразовали пространство, наполнив его технологическими объектами, световыми инсталляциями, виртуальными средами и комнатами для одиночного экспириенса. Такой спор классики и эстетики постинтернета ― сознательная художественная интервенция, эксперимент с формой и границами искусства. Всё это сразу задает основную тему всей выставки ― осмысление «слома эпох» и всех трансформаций, которые произошли в мире за последние несколько лет.
«Выставка STAGE-2022 значительно отличается от прошлогодней. В этот раз мы видим большее количество технологических проектов, обращенных к рефлексии социальной сферы и постцифрового мира. Наша выставка, в силу ее специфики — это дипломная выставка, — также не может быть однородной. Мы видим срез интересов и тем, которыми озабочены молодые художники. И эти темы, а также их физическое воплощение, складываются в некую калейдоскопическую форму, отражающую современность. Нам очень важно, что мы сделали выставку в историческом здании бывшей домовой церкви, в которой сейчас располагается корпус ИТМО. Потому что само здание показывает, как смешение стилей и историческая мозаика могут объединиться, чтобы представить всё самое лучшее. И вневременной потенциал научно-технологического искусства, постоянно совершающего своеобразные темпоральные скачки, очень тонко соотносится с историей и архитектурой пространства», — комментирует главный куратор выставки Христина Отс.
Запахи, звуки, призраки, тревоги
Первый объект, который встречает посетителей на входе в историческое здание, ― искусственный глухой коридор, покрашенный черной краской. Интерактивная инсталляция Дарьи Леконцевой «Я вас слышу: паросмия и другие призраки COVID-19», как объясняет художница, это «попытка материализовать иррациональное и ирреальное как метод работы с коллективной травмой». В глухом тупике коридора зрителей ждут три объекта: яйцо, яблоко и россыпь кофейных зерен. Все они находятся под стеклянным колпаком ― поднимая его, зритель сталкивается со специфическим опытом, знакомым многим переболевшим. Неприятный, несвойственный предметам запах дезориентирует ― это и есть та самая паросмия, одно из самых распространенных последствий ковида. Ощущение нереальности, фантомности, обмана чувств еще больше усиливается звуковым сопровождением ― многоголосьем людей, перебивающих друг друга, рассказывающих о собственном опыте проживания пандемии. Звуковая часть была подготовлена ещё одним студентом магистратуры Art&Science Антоном Щеголевым при поддержке Алины Карповой и Даниила Самигуллина. В синтезе запахов помогала сотрудница НОЦ Инфохимии Светлана Уласевич.
Эта инсталляция задает основной тон всей выставке: много коллабораций, разнообразие медиумов, рефлексия коллективных травм и переосмысление постковидной эпохи. Covid-19 вообще можно назвать полноценным участником экспозиции. Например, в работе «Ковидная симфония» художники Анна Ильченко и Даниил Якимов используют график заболеваемости в семи странах за два года пандемии для создания партитуры «звуковой картографии». К слову, эта работа ― результат коллаборации студентов Art & Science и «Научная коммуникация» и один из двух проектов, выполненных в рамках инициативы «Диплом как арт-проект», запущенной в ИТМО в 2020 году.
Работа «Salva me» Ксении Бахтиной еще более пронзительна: напеваемое художницей «спаси меня» на мертвом языке на фоне воя сирен ― это реакция сразу на все события последних двух лет, перекроившие реальность как всего человечества, так и каждого отдельного индивида. Сидя в тесной комнатке в абсолютной темноте наедине с голосом художницы и полевыми записями, слушатель погружается в мир тревог, потрясений и страхов, который знаком каждому из нас.
Любовь в эпоху постинтернета
Личные переживания всегда были главным топливом для работы художников во все времена. Новые технологии, прочно встроившиеся в нашу жизнь и тотально преобразовавшие обычные практики, заставляют возвращаться и переосмысливать истории, казалось бы, старые как мир. Любовь и расставание ― но полностью перемещенные в онлайн-пространство мессенджеров ― стали главной темой для Ксении Горлановой. Ее работа « love . eschatology. machine» выглядит как световой экран (с соотношением сторон как у обычного смартфона) ― над ним работала целая команда инженеров из FabLab ИТМО. На экране разворачивается драма, в которой нет слов, нет сюжета, нет даже действующих персонажей, только сияющие пиксели трёх разных цветов и трёх разных эмоциональных окрасок: негативной, нейтральной, позитивной. Как объясняет автор, это максимально редуцированная история любви, разворачивающейся исключительно в цифровом пространстве и подвергнутой точно такой же ― цифровой ― обработке.
«С помощью методов обработки естественного языка и моделей машинного обучения мы разметили 10 416 сообщений из переписки, которая велась 300 дней. Сам текст не показан, только динамика общения ― это важный момент. Тут не сказано, кто есть кто, не важно, кто что сказал ― это вещь, такая же бесполезная и бессмысленная, как сами сообщения в мессенджере после того, как отношения уже разрушены и завершены», ― рассказывает она.
Художник Роман Смирнов замахнулся на целый научный проект, цель которого ― создать музыкальный инструмент, способный в режиме реального времени трансформировать данные активности мозга в мелодию. Пока что проект на стадии эксперимента ― вместе с группой ученых из НИИ физиологии им. И.П.Павлова РАН художник записывал реакцию мозга на звуковые стимулы, и на основе данных с электроэнцефалографа начал работу над созданием нейросети ― уже в коллаборации с программистами из лаборатории «Биомехатроники и энергоэффективной робототехники». На выставке проект экспонируется в виде видеодокументации прошедших экспериментов в сопровождении научного обоснования гипотезы, подготовленной в сотрудничестве с нейрофизиологом Дарьей Фомичевой.
О чувствах других субъектов ― нечеловеческих ― размышляет группа художников (Мария Мощенская, Сираж Фархан, Вероника Призова, Михаил Шалепо) под руководством Ипполита Маркелова. Ребята уже выпустили небольшую научную статью о биооптике ― аналоге зрения у растений, который позволяет им распознавать образы и как-то обрабатывать их. Исследование проводилось на основе экспериментов с Boquila trifoliata, которое умеет мимикрировать под форму листьев окружающих растений (как выяснилось, даже сделанных из пластмассы). «Видит» растение с помощью линз в верхнем эпидермисе ― такой же механизм используется, например, в хрусталике человеческого глаза. При поддержке ученых из Международного научно-образовательного центра Физики наноструктур ИТМО и с помощью конфокального сканирующего микроскопа художники смогли точно определить все параметры и характеристики микролинз эпидермиса: их кривизну, толщину, длину линз. На основе этих данных была построена модель и создан алгоритм, который имитирует (визуализирует) то, как растение «видит». Посмотреть визуализацию можно не только на выставке, но и в веб-приложении Plantoverse (нужна подключенная веб-камера).
Ещё один проект ― о чувствах мицелия ― представили студентки направления «Промышленная экология и чистое производство» (это тоже работа в рамках инициативы «Диплом как арт-проект»). Инсталляция «LivingAir» ― это научный проект системы биоочистки воздуха от запахов. Как объясняет один из авторов,Евгения Гордеева, тема загрязнения запахами и его регуляции ещё только обсуждается на государственном и законодательном уровне. И хотя уже разработано достаточно много методов фильтрации воздуха, в России их не используют. Один из таких методов представлен на выставке в виде инсталляции из лабораторного оборудования: системы генерации и очистки загрязнённого воздуха, и бокса с мицелием вешенки в качестве тестового объекта. Оценить эффективность биологической очистки воздуха можно, сравнив рост вешенки в боксе и видеодокументацию развития мицелия в загрязненном воздухе, транслируемую на экране.
«У нас было две теории о работе биологической очистки и о том, что вешенка способна реагировать на загрязнение воздуха. Известно, что грибы реагируют на загрязнение почвы ― они накапливают тяжелые металлы. А вот реакцию на газообразные вещества у грибов еще не изучали. Поэтому мы решили посмотреть, сработает ли это у нас. В качестве источника загрязнений мы используем осадок сточных вод ― его складируют на иловых площадках для обезвоживания и обеззараживания. Он выделяет в воздух аммиак, сероводород и меркаптаны, которые вносят наибольший вклад в формирование неприятного запаха. Мы насыщаем воздух неприятными запахами и запускаем его в биореактор, где растворенные в воде пахучие соединения становятся источником питания для микроорганизмов, населяющих активный ил, и подвергаются разрушению. Очищенный воздух подается в бокс с мицелием. Отмершие микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности составляют биомассу, которую можно использовать в качестве удобрения», ― объясняет автор проекта.
Всего на выставке представлены 13 проектов от почти 20 художников и команды ученых из лабораторий ИТМО и других научных организаций, а также инженеров, волонтёров и помощников.
Выставка STAGE продлится до 24 июля в корпусе на Ломоносова 9А (здание придомовой церкви). Организаторы обещают обширную публичную программу, артист-токи и встречи с учёными. Следить за расписанием можно в Telegram-канале Центра Art&Science ИТМО.