Как войти в IT: вузы vs. онлайн-школа
Где обучаться IT-профессиям — это один из вечных вопросов, на который эксперты отвечают по-разному. Одни считают, что университетское образование дает не только практические навыки, которые пригодятся на работе, но и фундаментальные знания, в частности из смежных областей. Другие уверены, что для выполнения задач в IT-компании достаточно иметь только технические навыки. Но все специалисты сходятся во мнении, что выбор места обучения зависит от конкретных конечных целей абитуриента.
«Кто-то ищет в вузе образовательную составляющую, например, математику или курсы гуманитарного характера. Ему хочется стать хорошим, умным, способным к обучению человеком, раскачать базу, чтобы потом сделать надстройку. Эта базовая часть должна быть у всех. Нельзя стать разработчиком без знания операционных систем, алгоритмов анализа сложности, баз данных и много другого», — рассказал директор Института радиоэлектроники и информационных технологий УрФУ Илья Обабков.
Другого мнения придерживается Сhief Education Officer в онлайн-школе Karpov.Courses Елизавета Киселёва.
«Если студент собирается трудоустроиться на понятную профессию, например, аналитиком данных, он может после школы поступить на онлайн-курсы, разобраться теме, попробовать себя там и затем стать стажером в компании, параллельно продолжая обучаться. Большое количество разработчиков и специалистов по машинному обучению не имеют базового технического образования, и тем не менее они успешны в своей профессии», — считает она.
Университет — это больше, чем просто знания
Однако университет — это не только место, где получают знания и навыки. Студенты попадают в комфортную среду и могут сами решать, какие предметы они хотят изучать, какие проекты разрабатывать и в каких командах это делать. Получить больше информации и, возможно, изменить в процессе видение своего будущего. После чего перестроить свой учебный процесс. Узкоспециализированные онлайн-курсы этого дать не могут.
«Университет — это намного больше, чем диплом и даже больше, чем знания, которые он дает. Это нетворкинг, возможность в будущем найти себя и в процессе — работу», — считает начальник департамента по стратегическим коммуникациям ИТМО Кирилл Александров.
В ИТМО студенты проводят собственные научные исследования в лабораториях и публикуются в высокорейтинговых журналах, находят комьюнити и запускают стартапы и даже пробуют себя в преподавании, работая ментором. Занимаются спортом, участвую в соревнованиях и заводят друзей.
«Свободная культура и среда — это то, что, например, делает ИТМО таким, какой он есть. Всё это дает возможность для нетворкинга — больше проектной работы, больше перемешивания разных студентов, больше сталкивания разных точек зрения. Нашим выпускникам, которые в дальнейшем приходят работать в крупные компании, как "Яндекс", должно быть комфортно, ведь там они также встречаются с такой же свободой. Поэтому сейчас университет не может не развиваться как молодые компании», — пояснил Кирилл Александров.
Прочитайте также:
Больше чем университет: ИТМО становится научно-образовательной корпорацией
ИТМО вошел в тройку лидеров по уровню зарплат выпускников в IT-сфере
Программ много — я один: как выбрать обучение
Образовательных программ как в вузах, так и онлайн-школах огромное количество, и из их названий не всегда понятно, чему будут обучать, какие конкретные навыки получит студент и кем сможет работать после выпуска. Но все же есть несколько критериев, по которым можно определить, стоит ли обучаться в этом месте или нет. Один из них — возможность университетов приглашать специалистов из индустрии и менять образовательные программы под запросы и тренды рынка.
«Мы опираемся на вузы, с которыми уже есть налаженные отношения, когда они готовы отвечать на запрос. Если нам нужно добавить какой-то предмет или новую специальность, вуз должен быть на это способен — быть гибким и иметь много ресурсов, чтобы например, пригласить нужных специалистов», — подчеркнул руководитель программ развития инструментов и технологий искусственного интеллекта в ПАО «Газпром нефть» Алексей Шпильман.
По мнению Ильи Обабкова, также полезно обратить внимание еще на несколько критериев. Во-первых, насколько высокий проходной балл у вуза и есть ли у него индустриальные партнеры, которые поддерживают образовательные программы. Во-вторых, дает ли вуз студентам возможность попробовать себя в разных ролях во время обучения, чтобы понять, чем они хотят заниматься после выпуска.
Если все-таки вы решили получить конкретную профессию на онлайн-курсах, но не можете определиться, где вы хотите учиться, Елизавета Киселёва советует обращать внимание на критерий трудоустройства — сколько выпускников получило работу после обучения и успешно работает по профессии.
Вечная гонка: вузы не успевают за индустрией?
Иногда студенты не спешат подавать документы в университеты, так как считают, что классическое образование не успевает за трендами быстро меняющейся IT-индустрии. За время четырехлетнего обучения знания и навыки могут устареть, и в итоге выпускниками приходится обучаться заново. Но как считает декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Иван Аржанцев, отставание классического образования от требований индустрии можно уменьшить, и для этого университеты приглашают практикующих специалистов:
«Если преподаватель обучает промышленному программированию, он должен знать, как устроена индустрия. Картина, которую мы видели десять назад, когда преподаватель ничего не знал о ней, уже устарела. Сейчас промышленное программирование преподают сотрудники из ведущих компаний — например, "Яндекса", "Сбера", "1С"», — объяснил Иван Аржанцев.
Также думает и Илья Обабков и предлагает еще идеи, как университетам идти в ногу со временем. Например, использовать в обучении предзаписанные онлайн-лекции, которые готовят эксперты IT-компании. Это особенно важно для студентов региональных вузов, у которых гораздо меньше возможностей приглашать для чтения лекций таких экспертов вживую. Таким образом студенты региональных вузов смогут получать актуальные знания и навыки и будут конкурентоспособными специалистами наравне со студентами из столичных университетов.
В рамках Yet another Conference on Education состоялись и другие интересные дискуссии об IT-сфере. Например, почему все профессии так или иначе связаны с IT? Как перестать бояться таких сложных дисциплин, как математика и информатика? Почему концепция «технарей» и «гуманитариев» устарела? И как информационные технологии применяются в Art&Science? Выбрать выступление, которое интересно вам, и посмотреть его в записи можно на сайте конференции.