О премии

Премию ASTA (Art, Science & Technology Award) учредили Центр искусства и науки ИТМО и команда фестиваля науки и технологий Geek Picnic. Партнерами премии выступили не только художественные институции, но и крупные IT-компании: «Яндекс» и «Вконтакте», а также университеты МИСИС и Сколтех.

Цель ASTA — поддержать молодых художников, занимающихся пока еще новым для России направлением Art & Science, а также популяризировать этот вид искусства в публичном поле:

«Интересно, что молодое научно-технологическое искусство оказалось востребованным не только среди профессионального сообщества, но также у бизнес-партнеров и научно-исследовательских институтов. Для нас это стало еще одним доказательством, что междисциплинарная коллаборация сегодня имеет крайне высокое значение для развития культуры в целом», — рассказывает куратор премии ASTA, менеджер Центра искусства и науки ИТМО Христина Отс.

Христина Отс. Фото: ITMO.NEWS

Христина Отс. Фото: ITMO.NEWS

По каким критериям отбирались проекты

Заявки принимались по семи основным направлениям, в каждом из которых был свой экспертный совет. В него вошли ведущие российские кураторы, художники и эксперты в области art, science & technology. В их числе ― основатель арт-группы 18 Apples Ипполит Маркелов, мультимедиа-художник Егор Крафт, теоретик искусства Дмитрий Булатов, куратор Ольга Вад, пионер российского медиаискусства Алексей Шульгин, искусствовед и куратор Наталья Фукс, художница Елена Деми-дова, медиахудожник ::vtol:: и другие.

Помимо экспертов выбирать победителей могли и сами зрители — им предлагалось проголосовать за понравившиеся работы в официальной группе «Вконтакте». Также своих фаворитов отдельно выбирали и партнеры премии: «Яндекс» и Masters Digital Gallery.

Работы рассматривались не с точки зрения новизны и сложности исполнения, а в первую очередь, оценивалась их актуальность и попытка исследовать сложные вопросы и темы. Как отметила генеральный продюсер премии ASTA Марина Смирнова, научно-технологическое искусство не просто художественное высказывание, но попытка осмыслить существующие реалии — и предугадать будущее человечество:

«Все работы действительно поднимают какие-то важные темы и проблемы, например, тему присвоения чужой боли, жизни в виртуальном пространстве, исследования информационного хаоса. Каждая работа — это особый взгляд на то, о чем не хватает времени задуматься в обычной жизни», — комментирует Марина Смирнова.

Искусственный интеллект

В этой номинации принимали работы, в которых главным художественным инструментом стали нейросети и алгоритмы машинного обучения. Как отметили организаторы, категория стала второй по популярности после «Медиаискусства». Больше всего здесь и победителей.

Главный приз получил зин (любительское малотиражное печатное издание) студентки Школы Родченко (Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко) Полины Чернышевой. Это ироничный сборник инструкций от ИИ с советами, как жить. Сама художница описывает свою задумку как «возможность получить инструкции к жизни, когда у самого человека ответов не находится». Например, на вопрос «Как достичь мира?» ИИ посоветовала платить столько же налогов, сколько и все остальные. А на вопрос «Как смириться со смертью?» заметила, что «жить — тяжелый труд». Причем нейросеть — в данном случае GPT-J — была натренирована на кулинарных рецептах, поэтому и ответы генерировались в соответствующем формате.

Проект «Это просто». Автор: Полина Чернышева. Фото предоставлено организаторами.

Проект «Это просто». Автор: Полина Чернышева. Фото предоставлено организаторами.

Художница получила сразу два приза: кураторское сопровождение от платформы «ARTYPICAL» в течение года и грант от «Яндекса» на использование облачного сервиса Yandex DataSphere для разработки моделей машинного обучения и анализа данных.

Такой же грант от «Яндекса» получил тандем художниц, чей проект отметила сама компания. «Новый взгляд» Арины Лир и Анны Клай, выпускниц магистратуры «Технологическое искусство» университета МИСИС, это серия пейзажей, сгенерированных ИИ на основе первых впечатлений художниц от Владивостока.

Проект «New View». Авторы: Арина Лир и Анна Клай. Фото предоставлено организаторами.

Проект «New View». Авторы: Арина Лир и Анна Клай. Фото предоставлено организаторами.

Один из членов жюри — междисциплинарный художник Егор Крафт — отдельно отметил проект «В дебри», в котором художницы Даша Азбиль и Лена Бузуева с помощью нейросети «озвучили» голоса вымерших видов птиц. Работа была выполнена в рамках резиденции «Биостанция» при Институте физиологии И.П. Павлова в Колтушах. Художницы получили приглашение поучаствовать в серии воркшопов Егора Крафта в университете искусств города Линц (Австрия).

Проект «В ДЕБРИ». Авторы: Даша Азбиль и Лена Бузуева. Фото предоставлено организаторами.

Проект «В ДЕБРИ». Авторы: Даша Азбиль и Лена Бузуева. Фото предоставлено организаторами.

Нейротехнологическое искусство

В этой категории рассматривались проекты, выполненные с применением нейроинтерфейсов (технологий, позволяющих обрабатывать сигналы человеческого мозга) и визуализирующие точные научные данные в художественную форму.

Лучшим проектом жюри посчитали перфоманс Ивана Заславца — студента магистратуры «Искусство и наука» ИТМО. Перфоманс «Лаборатория боли, или К чему приводит Овидий» основывается на исследовании Института мозга человека РАН и Лаборатории психофизиологии исполнительских искусств, во время которого ученые изучали эмоциональное состояние актеров во время исполнения. В перфомансе реконструируется методика того исследования, но в качестве материала актерам давали зачитывать анонимные письма из коллективного проекта «Лаборатория боли».

В качестве приза автору перфоманса дадут возможность поработать над арт-проектом на базе Сколтеха при поддержке ученых Центра нейробиологии и нейрореабилитации им. Владимира Зельмана.

Проект «Лаборатория Боли, или к чему приводит Овидий». Автор: Иван Заславец. Фото предоставлено организаторами.

Проект «Лаборатория Боли, или к чему приводит Овидий». Автор: Иван Заславец. Фото предоставлено организаторами.

Биоарт

Это направление сфокусировано на инструментарии естественных наук: биологии, биотехнологий, физических и химических процессов. В номинации снова оказалось несколько победителей.

Главный приз получила выпускница магистратуры «Искусство и наука» ИТМО София Баринова-Осбанова со своей дипломной работой, инсталляцией «Я — Другой», которая экспонировалась в Галерее Марины Гисич на выставке «НИИ „Параприрода“» в январе прошлого года. Художница получит грант от лаборатории BioArt Lab в Центре Art & Science ИТМО.

Еще один биоарт-проект — «В состоянии живого» — стал победителем зрительского голосования, а также получил специальную отметку кураторов премии. Екатеринбургские художники Данил Маевский и Арина Воробьева создали тотальную инсталляцию из 11 объектов. Одним из центральных среди них была настоящая культура клеток Генриетты Лакс — афроамериканки, умершей от рака в 1951 году, чей биоматериал используется в научных целях и по сей день. Как подчеркивают авторы, этот объект поднимает вопрос человеческого бессмертия (можно ли считать Генриетту Лакс живой, если живы ее клетки?), а также исследует человека в новом контексте постантропоцена. Публикация о проекте выйдет в digital-издании о культуре и искусстве DEL’ARTE Magazine.

Робототехническое искусство

В центре внимания этого направления — инструментарий робототехники или автоматизированных технологий, который становится основой художественного высказывания. А еще — осмысление человеческого взаимодействия с роботами (или, как называют их сами художники, роботизированными агентами).

Победивший проект — как раз про диалог. Причем не только зрителя с роботом, но и зрителя с космосом при посредничестве робота. Анатолий Кучин и Анна Пряхина, выпускники школы «Среда обучения» (мастерская технологического искусства), создали механизм «MODIS-TD», который ежедневно собирает данные NASA о температуре поверхности океана и переводит их в алгоритмические звуковые композиции и пиксели на дисплее.

В качестве приза художники смогут стать участниками «Мастерской роботического искусства» ИТМО и создать проект в коллаборации с сотрудниками и студентами факультета систем управления и робототехники.

Проект «MODIS-TD». Авторы: Кучин Анатолий и Пряхина Анна.Фото предоставлено организаторами.

Проект «MODIS-TD». Авторы: Кучин Анатолий и Пряхина Анна.Фото предоставлено организаторами.

Медиаискусство

К медиаискусству относится всё, что сделано с помощью компьютерной графики, цифровых и мультимедиа-технологий. Эта категория собрала больше всего заявок, а ее победителем стал выпускник магистратуры «Искусство и наука» ИТМО Данила Логвиненко с инсталляцией AcCord. Работа посвящена людям, у которых есть проблемы со слухом — художник обращается к феномену синестезии (нейрологическому феномену, при котором ощущения от одного органа чувств, также проявляются в другом) как возможному решению проблемы. В инсталляции звуковые импульсы трансформируются в вибрации и динамическое освещение. А в качестве визуальной формы художник выбрал образ материнской утробы, переносящей зрителя к пренатальному опыту — эмбрион тоже не имеет возможность слышать, но может воспринимать внешний мир через пульсации и вибрации.

Работа участвовала в дипломной выставке STAGE. А призом для победителя станет персональная выставка в Музее Яндекса.

Проект «AcCord». Автор: Данила Логвиненко. Фото предоставлено организаторами.

Проект «AcCord». Автор: Данила Логвиненко. Фото предоставлено организаторами.

Перфоманс

Перформативные практики уже давно стали частью современного искусства, но использовать в них новые медиа (мультимедийные, цифровые, звуковые, роботические) художники начали не так давно. И поэтому здесь еще много пространства для самых разных экспериментов.

Например, нойз-перформер и художница Камиля Юсупова (Kami Usu), выпускница магистратуры «Технологическое искусство» МИСИС, обратилась к интересному советскому феномену — подпольной записи пластинок на рентгеновских снимках (это называлось «Музыка на костях»). Использовать такие пластинки можно было не более восьми раз, в варианте художницы же каждый снимок «звучит» благодаря не вырезанным на них дорожкам, а самим светопроводящим свойствам материала. Простое устройство из световых датчиков и звукоснимателей позволяет генерировать звук буквально из света, который проходит через рентгеновский снимок и создает уникальный музыкальный узор.

В качестве приза художница сможет стать участницей PolArt резиденции в Норильске и создать Art & Science проект, направленный на исследование контекста Норильска.

Проект «X-ray Sound of Bones». Авторы:Kami Usu. Фото предоставлено организаторами.

Проект «X-ray Sound of Bones». Авторы:Kami Usu. Фото предоставлено организаторами.

VR / AR

В этой номинации участвовали художественные работы, созданные с применением технологий виртуальной и дополненной реальности. Главный приз получила выпускница магистратуры «Искусство и наука» ИТМО Надежда Бей с проектом Corpoirreality. Работа существует одновременно как перфоманс и личный VR-экспириенс: художница создает «отпечаток» тела человека в виртуальном пространстве, а далее любой зритель может «зайти» и побыть среди «отпечатков» других людей. Как объясняет художница, ее работа исследует флюидность тела в цифровом мире и то, как виртуальность пытается впитать в себя физическое.

Проект Надежды Бей будет размещен на платформе Masters Digital и переведен в цифровой актив NFT.