«За 4 недели работы курса Миссия SciComm у нас прошло обучение более 40 человек из 5 городов, среди которых были студенты, представители технологических компаний, вузов и НИИ. Мы уверены, что это люди, которые и в дальнейшем будут нести знамя научной коммуникации», — рассказал организатор курса, начальник отдела по научным коммуникациям Университета ИТМО Дмитрий Мальков.
Например, Виктория Тарасова и Ирина Кирюхина провели совместное исследование на тему того, откуда мужчины с техническим образованием черпают информацию о развитии науки. Из 27 опрошенных человек большая часть заявили о том, что новости из мира открытий и разработок им приходят посредством сайта «Хабрахабр». Многие искренне считают, что Discovery Channel и Mail.ru являются хорошими источниками научных новостей, при этом только по одному человеку из 27 знают о существовании журнала «Кот Шредингера» и портала N+1. В будущем молодые люди должны стать посетителями научно-популярных центров, над проектами которых работают Виктория и Ирина. Это и научно-популярное кафе с большими фотографиями высокого разрешения на научную тематику, и научное антикафе, где подростки под руководством куратора могут заниматься своими разработками, магазин научных настольных игр, а также большая постоянная экспозиция «В стране невыученных уроков» на тему математики, физики и других дисциплин.
«Мы хотим вовлекать инвесторов в наши проекты и хотим, чтобы обеспеченные люди приводили на экспозицию своих детей. Тогда они поверят, что наука — это интересно, модно и полезно», — утверждает Виктория Тарасова, на которую произвела впечатление одна из первых лекций на тему взаимоотношений купцов и ученых в начале XIX — конце XX веков.
Другая студентка курса, сотрудник Кунсткамеры Ксения Сурикова, разработала собственную игру «Comm». По ее мнению, исследовать вселенную научной коммуникации проще всего с помощью игры. Она отметила, что каждый игрок может побыть и редактором, и журналистом, и ученым, и чиновником, и лжеученым. Предполагается, что игра будет сочетать в себе правила таких популярных «настолок», как «Манчкин» и «Мафия».
«Структура такова: есть карточки игроков, карточки заданий, дополнительные вводные мотивы, помимо основных задач. Аргументы — это то, с помощью чего игроки будут коммуницировать друг с другом. Например, я журналист — прихожу к ученому взять интервью, а у него задачи другие и другие препятствия. Я выкладываю ему на стол аргументы, и мы взаимодействуем. Каждый игрок в начале получает пакет с карточками, где есть его роли и задачи — и о его задачах не знают остальные игроки. Не все знают друг про друга все. Посредством диалога и обмена аргументами нужно будет, например, выявить лжеученого — это уже элемент „Мафии“», —объяснила Ксения Сурикова.
Выпускник МФТИ Александр Ташкеев представил работу, направленную на то, чтобы научная практика стала более доступной для студентов отечественных технических вузов. Он намерен снимать видеообзоры научных лабораторий, показывать их многообразие и обозначать потребность в стажерах и молодых сотрудниках. Александр Ташкеев хочет не только рассказать о возможностях трудоустройства, но и о быте лабораторий, который чаще всего скрыт от других людей. По его словам, все это даст студенту пространство для выбора, а также поможет убрать иррациональный страх перед решением написать руководителю лаборатории с просьбой поработать у него. Вместе с тем, проект создаст дополнительные возможности для коммуникации между самими учеными.
«Я пришел на курс, не понимая даже нынешнего положения вещей с отечественными пресс-центрами при НИИ, не говоря уже об отсутствии европейской практики создания научных музеев. Эти и другие вещи, рассказанные на курсе, аналогичны колесу — очень просты, но о них сложно задуматься. Если говорить о научной коммуникации в России — то мне просто не приходило в голову, что нашей науке и обществу это необходимо, ведь в противном случае мы рискуем отстать от мировых технологических тенденций», — рассказал он.
В ходе обучения студенты стали слушателями десятков лекций по нескольким дисциплинам, входящих в сферу научной коммуникации. Как отмечают выпускники «Миссии SciComm», каждый преподаватель подошел к своей роли с энтузиазмом, найдя время и для теоретического материала, и для мастер-классов. Так, руководитель проекта ТАСС «Чердак» Александра Борисова не только рассказала, чего ждут журналисты от пиарщиков научно-исследовательских организаций, но и провела командный творческий урок по составлению и редактированию правильных пресс-релизов. В свою очередь, пресс-секретарь Российского квантового центра Илья Ферапонтов начал с азов создания читаемой и цитируемой новости, введя всех в устройство медиарынка. Редактор журнала «Кот Шредингера» Григорий Тарасевич, известный своей неординарной подачей материала, сначала объяснял, почему ученым вроде Артема Оганова не должно быть стыдно появиться на банке пива, а после дал множество полезных советов на тему того, как брать интервью у исследователей — даже самых неприступных.
«Одна из ключевых задач курса, которую мы заявили с самого начала, связана с вопросом профориентации. Эту задачу нам удалось выполнить в полной мере: было приятно наблюдать, как студенты открывают для себя новые дисциплины в научной коммуникации, постепенно начинают к ним тяготеть. Кому-то интереснее научная журналистика, кому-то пиар, а кому-то музеи и центры науки. Эта разветвленность направлений и делает научную коммуникацию такой привлекательной для профессионального развития: почти каждый сможет найти в ней что-то свое», — подчеркнул организатор курса Дмитрий Мальков.
Он также добавил, что «Миссия SciComm» как образовательная программа не заканчивается на первых нескольких десятках выпускников. Так, в планах у Университета ИТМО сделать курс дистанционным в формате MOOC. Более того, ректор Владимир Васильев уже проанонсировал создание в университете первой в России магистратуры по научной коммуникации, программу которой разрабатывают про участии зарубежных специалистов.
Полина Полещук,
Редакция новостного портала Университета ИТМО