Марко, в чем заключаются концепция и методика курса?
Слушателями курса были в основном практикующие декораторы, дизайнеры и художники. Многие не обладали профессиональными навыками работы непосредственно в области светового дизайна, поэтому мы с российскими коллегами начали с вводных лекций о фундаментальных правилах и методах освещения и предложили студентам в качестве практики создать проект по освещению Театра юного зрителя и прилегающего к нему сквера. На лекциях мы рассказали о профессиональном подходе к световому дизайну и об инструментах, которые можно применять при проектировании освещения. Например, если вы хотите правильно подсветить стол, вам достаточно учитывать его размер, цвет, форму, материал, из которого он сделан. А если грамотно подходить к освещению того или иного здания, то важно подчеркнуть социальную или культурную значимость этого здания и места, где расположен объект. Я показал слушателям несколько примеров моих проектов в Италии — например, рассказал о проекте освещения Квартала всемирной выставки в Риме, который строился во времена Бенито Муссолини. Мы с коллегами выбрали именно этот пример, потому что он по архитектуре очень похож на ТЮЗ, который, кстати, очень мне нравится.
В чем именно заключается ваша методика светового дизайна и придания «новой жизни» городским районам?
Грамотная система освещения города позволяет делать урбанизированное пространство более дружелюбным, «разгружать» город. С помощью освещения можно создавать новые площадки для коммерческой деятельности, общественные пространства, выделять или связывать те или иные здания, части города между собой. ТЮЗ и сквер вокруг него — это хороший пример пространственной архитектуры, но плохой образчик с точки зрения ее интеграции в городское пространство. Сквер на фоне здания смотрится как нечто обособленное от самого театра. Но, если связать зеленую зону со строением с помощью световых решений, дополнительно разместить в сквере скамейки и игровые площадки, тогда вы получите новое место для отдыха, для социализации и общения людей, а сквер больше не будет местом, где люди боятся ходить по вечерам. Конечно, не обязательно освещать все: должен быть баланс света и тени, важно сохранить и некоторые интимные области в городской среде. В этом плане город можно сравнить с гостиницей: в хорошем отеле свет не будет ярким повсюду, там будут созданы небольшие световые зоны, чтобы каждый мог найти себе уютное место для уединения и общения.
Наверное, в Петербурге еще много работы для светодизайнеров.
Да, но проблемы в области светового дизайна есть практически в каждом городе мира. Они бывают разными, но главное упущение практически всех городов — отсутствие общего плана городского освещения. Для многих свет — это просто функциональный инструмент для освещения дорог, тротуаров, дворов, домов. Зачастую разные чиновники в одном городе пользуются этим инструментом без согласования друг с другом. В результате мы получаем яркие световые пятна в одном месте и темные области — в другом. Бывает и так, что из-за безграмотного освещения у людей искажается понимание социальной значимости тех или иных объектов. Например, в исторической части Рима, недалеко от Римского форума, есть строение — Алтарь мира. Оно из белого камня, а форум — цвета песка. Из-за того, что освещение этих двух объектов никак не регулируется, Алтарь мира выделен ярче и лучше, чем форум, хотя в контексте истории города форум более значим и должен быть освещен лучше.
Сейчас в некоторых регионах Италии власти начинают задумываться о «световом» генеральном плане города. Кое-где в стране есть правило, что если в городе проживает свыше 30 тысяч человек, то власти обязаны создать такой план. Но нередки случаи, когда проект комплексного городского освещения остается только на бумаге в виде «отписки».
Какие технические трудности могут возникнуть в ходе создания светового генплана?
В Италии администрации регионов по-разному проводят политику энергосбережения и сокращения светового загрязнения городов. Иногда власти даже уделяют этой проблеме слишком много внимания, забывая о других важных вещах. Мы должны научиться учитывать все особенности городского освещения, чтобы города были уютными и комфортными для жителей, а не темными и страшными из-за недостатка света. Для реализации светового генплана необходимы комплексные усилия различных структур и ведомств, чтобы этот план устраивал каждого жителя города. Хотя культура освещения везде разная. В Москве, например, такая тенденция: чем больше света, тем лучше для города. Часто процесс реализации «умного» светового дизайна тормозится тем, что приборы, потребляющие меньше энергии, стоят дороже. А правительство предпочитает потратить деньги на решение более важных, например социальных, проблем.
Какими компетенциями должен обладать специалист по световому дизайну?
Конечно, он должен иметь художественный вкус. Подобно художнику, который разбирается в красках и кистях, световой дизайнер должен понимать, как работают современные технологии в области городского или интерьерного освещения. Ему не обязательно разбираться в конструкции того или иного устройства, но он должен знать о всех возможностях этого оборудования. Например, дизайнер должен понимать, что если он повернет линзу под определенным углом, то получит другое качество света. Профессионал должен следить за инновациями, которые появляются в его сфере деятельности.
Кроме того, световой дизайнер, да и любой другой профессионал, должен уметь воспринимать новое, быть открытым для свежих идей и решений. Иначе человек будет делать только те вещи, которые у него получаются, и не учиться другим, возможно, более удобным методам работы. Конечно, вы не обязаны знать абсолютно все в своей области. Но профессионал должен разбираться в большинстве процессов светового проектирования, понимать их и не относиться с пренебрежением к техническим работникам. Точно так же, как светотехники не должны смотреть сверху вниз на художников. Междисциплинарность — это ключ к освоению профессии светового дизайнера.