EdX — крупнейший в мире некоммерческий проект Массачусетского технологического института и Гарварда, посвященный онлайн-образованию. На платформе еdX свои курсы размещают около ста ведущих образовательных учреждений и организаций мира. Зарегистрироваться на курс и получить новые знания или компетенции может любой желающий.
Перед российской высшей школой в рамках повышения международной конкурентоспособности стоят три основные задачи: усиление позиций университетов в международных рейтингах, привлечение в отечественные вузы талантливых студентов со всего мира, а также продвижение образовательных программ высшей школы. Партнерство с одной из крупнейших образовательных онлайн-площадок позволит решать все эти задачи. Именно поэтому вопросы адаптации платформы онлайн-обучения edX в России начали обсуждаться в ведущих вузах страны, в том числе в Университете ИТМО, еще несколько лет назад. Первый курс вуза на платформе edX уже создан, регистрация на него открыта.
По словам директора Центра дистанционного обучения вуза Андрея Лямина, специалисты еdX внимательно анализируют качество каждой образовательной программы, прежде чем размещать ее на платформе. Тексты, видео, изображения, которые используются в ходе обучения, также проверяются SEO-специалистами. Представители еdX пошли на сотрудничество с Университетом ИТМО не без оснований: вуз развивает проекты открытого образования уже несколько лет и запустил около десятка онлайн-курсов на российской платформе «Открытое образование», а также на собственной площадке ITMOcourses.
«Технологии электронного обучения существуют в России уже больше десяти лет. Сейчас из-за процесса глобализации высшего образования такие онлайн-площадки становятся еще и ареной для „борьбы“ между университетами за лучших студентов. Образовательные Интернет-платформы уже начинают запускать циклы курсов, благодаря которым обучающийся может получить едва ли не новую профессию», — отметил Андрей Лямин.
Но не все вузы признают результаты обучения на открытых онлайн-площадках. Многие университеты, в числе которых те же MIT и Гарвард, размещают на edX свои курсы, но не признают сертификаты о прохождении этих курсов в качестве зачетной единицы по той или иной дисциплине. Другие вузы и вовсе могут запрещать своим сотрудникам размещать образовательные программы на платформах по типу edX.
Российская же система открытого образования отличается от зарубежной тем, что некоторые вузы по своему усмотрению могут перезачесть результаты онлайн-курсов. Такая тенденция складывается за счет того, что отечественные онлайн-курсы и соответствующие платформы развиваются в основном при поддержке государства, в то время как edX — это инициатива отдельных университетов.
Возможность изучения некоторых университетских дисциплин по самым разным направлениям профессионального образования онлайн является прогрессивным шагом в развитии высшей школы. Школьник, абитуриент или студент может самостоятельно осваивать Интернет-курсы, оплачивать получение сертификата, и если этот сертификат будет принят вузом, то обучающийся сможет сократить время до получения своего диплома о высшем образовании, построив индивидуальную траекторию обучения.
Онлайн-обучение предоставляет возможности для персонализации образования и с точки зрения скорости обучения. В огромной аудитории с 50 студентами преподаватель не может объяснять материал каждому человеку отдельно, зато на онлайн-площадках он может подготовить курсы разной интенсивности, и каждый студент сможет выбрать наиболее удобный для себя формат обучения.
«Большой плюс этой системы в том, что в ней все прозрачно. Любой университет может зайти на портал образовательной онлайн-площадки и проверить, какие лекции прослушал студент, который хочет получить перезачет по сертификату, какие задания он выполнял, просмотреть видео с его экзамена и так далее. Образовательные Интернет-платформы гарантируют, что тот или иной сертификат получил именно тот человек, который проходил обучение, а не кто-нибудь, кто выполнил все задания за него. Самое важное, чтобы представители вузов могли проверить содержание курса, а не только его результаты: ведь, например, учиться программировать можно на разных языках, по разным методикам», — сказал директор Центра дистанционного обучения.
Сегодня в России развивается и другая форма образования — это сетевое обучение. По этой схеме несколько вузов, а также предприятий или других организаций на договорной основе выстраивают совместную образовательную программу. Часть дисциплин студент изучает в одном месте, другую часть — во втором и так далее. С помощью edX российские вузы получат больше возможностей для реализации таких инициатив.
«С помощью образовательных онлайн-платформ в России станет возможным выровнять качество образования в столичных и региональных университетах. Пригласить профессора мирового уровня преподавать в ведущий вуз Санкт-Петербурга — это одно, а вот привлечь его к сотрудничеству с каким-нибудь региональным университетом, у которого не хватает средств на качественное обучение студентов — совсем другое. Благодаря онлайн-обучению любой вуз сможет сосредоточить свои средства на стратегически важных научных направлениях, а недостающие образовательные компетенции закрывать с помощью Интернет-платформ», — подчеркнул Андрей Лямин.
В стремительно меняющемся мире онлайн-обучение — это один из доступных способов быстрого получения новых профессиональных навыков и компетенций, добавил он. Работодатели все чаще обращают внимание на сертификаты о дополнительном образовании как знак того, что кандидат не останавливается в своем развитии.