В программный комитет конференции вошли представители институтов, которые занимаются исследованием или внедрением инициатив академического превосходства в Европе и мире.
«Встречи такого рода очень важны. Несмотря на то, что университеты конкурируют друг с другом в международной гонке, они одновременно не могут не сотрудничать, чтобы улучшить свои позиции. Точно так обстоит ситуация и с инициативами академического превосходства — национальные программы в разных странах могут иметь точки соприкосновения. Мы видим, что программа, которая реализуется в России, сильно влияет на развитие университетов. При этом она нацелена не только на улучшение материальной базы, но и на повышение качества образования, изменение подходов к организации вузов», — приветствовал гостей конференции заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко.
Он привел Университет ИТМО в качестве яркого примера того, как вуз может меняться, ломать свою структуру, чтобы стать лучше, динамичнее, создать сбалансированную стратегию развития. В петербургском вузе, добавляет замминистра, сформирована молодая команда специалистов, под руководством которой происходит внедрение мегафакультетов и привлечение на работу сотрудников до 40 лет.
«Почти все учебные корпуса и общежития Университета ИТМО располагаются в исторической части Санкт-Петербурга, поэтому мы привыкли говорить, что весь наш город — это лаборатория нашего вуза. Эту особенность мы превратили в преимущество. Любой петербуржец или гость Северной столицы может познакомиться с возможностями нашего университета, так как он открыт для всех», — сказал, в свою очередь, ректор вуза Владимир Васильев.
Александр Повалко отметил, что за несколько лет реализации Проекта 5−100 в России уже были достигнуты отличные результаты по повышению международной конкурентоспособности университетов. И сейчас наступил тот момент, когда важно сконцентрировать усилия и не допустить замедления темпов роста качества отечественных вузов. Именно поэтому необходимо прислушаться к опыту иностранных коллег, чтобы избежать лишних ошибок и наметить дальнейшие пути развития.
В ближайшие пять лет российские университеты продолжат ориентироваться на Проект 5−100, согласно которому основными индикаторами качества научно-исследовательской и образовательной деятельности в вузах будут их позиции в международных академических рейтингах, сообщил Андрей Волков, заместитель председателя Совета по Проекту 5−100. Он рассказал участникам конференции о сути программы: более двадцати университетов в стране получают дополнительное финансирование из федерального бюджета на развитие НИОКР, международного сотрудничества, создание новых лабораторий и другие мероприятия. При этом он подчеркнул, что одним из ключевых показателей оценки вузов в рамках проекта является объем привлеченных средств в результате кооперации с промышленностью.
«Международные рейтинги не ограничивают развитие российской системы образования: российские и мировые индикаторы качества вузов совпадают на 60%. Однако сравнивать университеты между собой, а также отслеживать качество развития высшей школы можно не только с помощью рейтингов, но и других методик, например, бенчмаркинга. Кроме того, существуют и другие показатели качества, не завязанные на рейтингах. В Министерстве образования понимают это», — сказал Андрей Волков.
Различные методики повышения эффективности университетов участники обсуждали в первый день работы конференции. Эксперты согласились, что недостаточно ориентироваться только на инициативы академического превосходства. Более того, стремление «перекроить» вузы по образцу Гарварда или MIT может привести к тому, что каждый университет потеряет свою уникальность и специфику.
«Работают ли инициативы академического превосходства? Пока сложно измерить, так как некоторые из них появились совсем недавно. Однако есть много других вопросов. Например, вопрос качества данных: по каким критериям можно судить, что университет стал „превосходным“? Или вопрос атрибуции: даже если вуз показывает хорошие результаты, как мы можем быть уверены, что это результат внедрения в нем программы „превосходства“?» — обозначил проблемы международный эксперт по реформе третичного образования Джамил Салми.
Он подчеркнул, что лучшие результаты программ «превосходства» показывают небольшие страны. Такие проекты позволяют привлекать в вузы молодых ученых, возвращать на родину тех, кто когда-то уехал из страны, проводить междисциплинарные исследования и публиковать их результаты в журналах с высоким импакт-фактором. Однако зачастую вузы-участники таких программ делают акцент именно на науке, недостаточно развивая образовательные технологии. Еще одна проблема — вопрос финансовой стабильности: будет ли высшая школа продолжать совершенствоваться, если прекратится поток дополнительного финансирования из федеральных источников?
Кроме того, не всегда стратегии проектов повышения конкурентоспособности достаточно продуманы. Например, правительство Нигерии создало план, по которому 20 университетов страны должны попасть в топ-100 в мировых рейтингах. Однако никто не подумал, что в эту страну мало кто поедет из-за проблем с безопасностью. Вопросы управления актуальны не только для ректората университетов, но и для высшего эшелона власти — министерств, которые внедряют программы академического превосходства.
«Раньше вузы сами были драйверами своего развития, это они ставили вызовы правительству. Сейчас же мы видим, что ситуация изменилась с точностью до наоборот: это правительства ставят вызовы высшей школе, требуют от вузов заниматься определенными направлениями деятельности, а также достигать высоких показателей в рейтингах. При этом цель государств - развитие конкуренции среди вузов, но как она может быть естественной, как вузы могут наполняться „энергией“ развития, если им указывают, что нужно делать? Во многих странах открываются новые университеты, и их руководству сообщают, по какой модели они должны развиваться», — пояснил Исак Фрумин, научный руководитель Института образования в НИУ «ВШЭ».
Он добавил, что университеты должны сами определять пути развития, в этом случае они будут более активными. При этом важно присутствие вузов в различных организационных советах, в том числе федеральных. Необходим баланс: инициативы академического превосходства должны стимулировать организационные изменения в высшей школе, но при этом вузам следует давать определенную свободу в принятии решений.
Нельзя создавать стратегии развития высшей школы «наверху» и навязывать их, согласилась с коллегой Сабина Беренбек, глава департамента Совета по науке и гуманитарным исследованиям Германии. Если все будут ориентироваться на Гарвард или Стэнфорд, то потеряют свою уникальность. Более того, представители министерств и вузов должны адекватно оценивать свои ресурсы: далеко не у всех университетов мира есть доступ к финансированию, которое получают и Гарвард, и Стэнфорд, поэтому создать их аналоги просто невозможно. Эксперт из Германии поделилась, что ее стране был создан Совет, к мнению которого прислушиваются политики при принятии тех или иных решений в области науки и образования. Кроме того, была сформирована отдельная система мониторинга и оценки эффективности вузов после того, как в стране запустилась собственная программа академического превосходства. В оценке вузов принимали участие более тысячи экспертов, и она не была завязана на международных рейтингах, рассказала Сабин Бехренбек.
Возможность дать университету больше автономии появляется, когда в стране есть альтернативные способы финансирования высшего образования, которые не зависят от правительства. Например, Франция пошла по пути создания так называемых эндаумент-фондов, или целевых фондов для некоммерческих целей, в том числе образования. Спонсируются такие фонды чаще всего путем пожертвований, взносов частных лиц, предприятий. Фарид Уабдесселям, директор Французского Национального исследовательского агентства, объяснил, как эта система была внедрена в стране и каким образом контролируется распределение этих средств.
Об инициативах академического превосходства, реализуемых в их странах, рассказали и другие участники конференции. Тошио Куроки, директор программы создания международных исследовательских центров высшего класса в Японии, подчеркнул, что преодолеть проблемы развития университетов можно с помощью развития науки, интернационализации, междисциплинарных исследований и реформирования. В стране было выделено несколько ключевых направлений исследований, и институты-победители программы «превосходства» получают финансирование в течение 10 лет. Похожую систему поддержки институтов запустили в Канаде, которую представил директор программы «превосходства» Кевин Ляпуант. Также участники первого дня конференции узнали о программах повышения конкурентоспособности, реализуемых в Польше, Китае и Испании.
Конференция «Инициативы академического превосходства» продлится в пятницу, с программой можно ознакомиться здесь.