Стартапы в школе: трудно реализовать, но потребность есть
Мало кто из обывателей всерьез задумывается о том, насколько сложно работать школьным учителем. Кроме ведения уроков, сотрудники школ должны заполнять горы отчетов, ездить на курсы повышения квалификации, организовывать досуг учеников и выполнять много другой работы. Автоматизированные алгоритмы, мобильные приложения и компьютерные системы-помощники могли бы существенно упростить жизнь учителей. О конкретных решениях, в которых нуждаются школы, рассказал Лев Бреслав, учитель, бывший заместитель директора Президентского физико-математического лицея № 239.
Самая очевидная проблема в том, что почти у всех российских школ плохо сконструированы веб-сайты. Для ее решения можно создать интуитивно-понятный веб-конструктор, который будет отвечать всем запросам администраций школ. Более того, владелец конструктора мог бы организовать некий школьный helpdesk — своеобразную техподдержку для пользователей школьных сайтов.
Другая проблема — отсутствие единой базы сервисов и услуг, которые могут понадобиться классному руководителю в ходе организации досуга и дополнительного образования школьников. В эту базу могли бы войти турагентства, компании по организации турпоходов, а также портфолио различных специалистов: психологов, неврологов, коучеров, экспертов по профориентации. Кроме того, и для учителей, и для школьников было бы удобно иметь в постоянном доступе сайты, на которых собрана информация по всем существующим олимпиадам, а также сведения об условиях поступления в вузы.
Отдельная потребность учителей — это автоматизация формирования отчетов и прочих документов. Существующие программы решают эту проблему плохо. Например, учителя, несмотря на наличие в Интернете приложений для электронного журнала, все равно пользуются старыми методами и заполняют его в Excel. Кроме того, в школах можно внедрить электронные штрихкоды для книг в библиотеках, электронные кошельки в столовых и прочие вещи, которые связаны с сокращением объема документации. Не лишними будут системы, которые помогут учителям справляться с заполнением и оформлением документов, необходимых для повышения квалификации.
«На мой взгляд, необходимо заняться разработкой различных обучающих приложений для смартфонов. При этом я имею в виду не тесты, а именно интерактивные учебники, в которых бы с помощью анимации, графиков, видео и других инструментов визуализации пояснялся бы учебный материал. Кроме того, будет здорово, если появятся качественные электронные пособия по решению различных задач, например, по математике. У меня есть пример двух приложений, в которых реализована эта функция, и я их использую на своих уроках — дети слушают с огромным интересом. Такие проекты можно монетизировать. В том приложении, которое использую я, разработчики берут деньги за подсказки и за скачивание мобильной версии. Конечно, для таких проектов в команде нужны не только программисты, но и учителя, которые будут заниматься грамотным составлением задач», — привел примеры стартапов для школьного образования Лев Бреслав.
Несмотря на то, что школы нуждаются в EdTech-проектах, внедрять их туда будет нелегко. Все упирается в то, что у большинства школ нет лишних средств, на которые можно было бы оборудовать образовательные учреждения по последнему слову техники. Поэтому продвигать стартапы в области образовательных технологий необходимо «снизу», то есть распространять свой продукт сразу в учительском и ученическом сообществах, а не предлагать их руководящим сотрудникам, министерствам или комитетам по образованию.
Образование после школы: представьте, что вы уже в будущем
После окончания школы молодые люди поступают в вуз, а после вуза получают дополнительное образование с помощью оффлайн или онлайн курсов. Однако как будет развиваться сфера образования после школы следующие пять лет — предсказать сложно.
«Многие инвесторы считают, что EdTech — это „большой шаг“, но пока немногие крупные игроки рынка вкладываются в проекты в этой сфере. Еще неизвестно, взлетит этот рынок или, наоборот, упадет. Однако тренды в этой области уже наметились», — считает Николай Михайлов, проректор по учебной деятельности Университета ИТМО.
Во-первых, геймификация. Этот тренд стал настолько привычным, что сам термин уже используется в официальных документах Министерства образования и науки. Во-вторых, дополненное образование. Это понятие подразумевает под собой обучение по запросу с помощью технологий виртуальной реальности. Эксперты прогнозируют, что такие технологии будут использоваться уже в 2017—2018 годах. Точно так же приобретут популярность курсы, созданные специально для изучения в 3D-очках. В-третьих, перспективными на рынке становятся различные образовательные приложения для AppleWatch, GoogleGlass. В-четвертых, уже сейчас актуально разрабатывать приложения для обработки массивов данных, которые хранятся в сети. И наконец, на рынке образования будущего выиграет тот, кто будет пользоваться инструментами персонифицированного обучения.
Николай Михайлов также дал несколько рекомендаций для начинающих предпринимателей. Он посоветовал использовать в своих разработках несуществующие технологии. Это значит, что стартапер уже сейчас должен прогнозировать развитие технологий и создавать приложения, которые помогут людям «ужиться» с будущим.
«Мы находится на пороге чего-то большего. Атмосфера на рынке похожа на ту, которая была в 1993—1994 годах, накануне появления Web и широко известных сейчас протоколов. Если бы вы жили тогда и знали, что будет Интернет, что бы вы разработали? Наверное, системы индексации, поисковые системы. А сегодня есть вещи, которые должны „выстрелить“ через пару лет, — это нейроинтерфейсы и нейросети. Подумайте, какие дополнительные функции будут актуальны для этих технологий? Что потребуется людям?» — задал вопросы для размышления проректор Университета ИТМО.