Что лежит в основе co-creation и как этим пользоваться?
Любой курс, направленный на развитие творческого потенциала, творческого мышления, креативности, вне зависимости от форм организации (даже если это аудиторная работа в группах) все равно делает упор в большей степени на развитие индивидуального творческого потенциала. Фишка, из-за которой появился новый оригинальный формат, это модная сейчас концепция co-creation. Что это такое? Одно из определений co-creation — это когда разные группы людей совместно создают ценности или дополнительные ценности. В последние годы понятие расширяется, детализируется, меняются коннотации. В широком смысле co-creation — это когда люди вместе создают что-то конструктивно новое.
Что лежит в основе курса co-creation, который пройдет в Университете ИТМО? Во-первых, это идея о том, что творческий потенциал есть внутри любого человека и его нужно раскрыть и развить, а также в целом показать, как им можно пользоваться.
Вот смотрите: каждый способен на чудеса изобретательности, когда жареный петух клюнет, гром грянет и так далее. Метафор много, но, так или иначе, один из основных механизмов включения индивидуальной креативности — это форс-мажор, катастрофа, опасность, стресс. Именно в такие моменты мы показываем чудеса изобретательности. Каждый на это способен, но надо сделать так, чтобы творчество раскрывалось не только в кризисный момент, а когда нужно. В этом смысле, во-первых, важно дать человеку позитивный опыт собственного результативного творчества, чтобы он понял: «Я могу придумать что-то классное в любое время».
Во-вторых, нужно понять и принять, что групповой потенциал сильнее индивидуального. Хотя первое, с чего, как правило, начинают хорошие толковые ребята, когда собираются вместе, — с конкуренции между собой. Это непродуктивно. Поэтому после того, как вы научитесь быть творческим на постоянной основе, необходимо научиться, как быть творческим вместе с другими людьми.
И наконец, третий момент: есть навыки интеллектуального труда, а есть навыки и привычки творческого труда. На первый взгляд кажется, что навыки творческого труда чрезвычайно простые. Но в то же время это методичная работа над собой. Один из примеров: история Джека Лондона, который ни дня не прожил, не написав ни строчки, работал по 15 часов в сутки и написал 40 книг. Планомерно творчески работать можно научиться. И в этой работе есть не только момент волевого усилия, важно очень хорошо понять психику и физиологию того, что происходит в вашей голове.
Вот представьте, что вы до сих пор пользуетесь первым компьютером, который вы купили еще в 90-х годах. Вы в него устанавливаете Windows 97, 98, 2000, 2007, последнюю версию, а предыдущие программы не удаляете, и они все работают одновременно. Можно представить, как эта штука будет зависать, как медленно будет работать. Примерно так устроен наш мозг.
Так как побороть этот хаос и для начала заставить хотя бы свой личный творческий потенциал раскрываться, когда нужно, а не когда «грянет гром»?
Управляемая креативность — это ответ на вопрос, как на этом компьютере умудряться работать. Если я хочу раскрыть свой творческий потенциал, то первый шаг, очень важное условие и главный лайфхак: я должен четко ответить себе на вопрос: «А зачем мне творчество?» Какую свою жизненную или профессиональную проблему в ближайшее время, желательно на этой неделе, мне нужно решить творчески. Если я на этот вопрос отвечаю, у меня появляется время и энергия для творчества. Для раскрытия потенциала вы должны каждый раз отвечать себе на вопрос, какую ближайшую задачу мне нужно решить творчески. Как сделать ремонт за определенную сумму, как найти жилье уже к вечеру, как сдать экзамены, если у меня 16 «хвостов», а времени осталось два дня — это самые простые вещи. Если я не отвечаю на этот вопрос, творчество не включается, оно не нужно.
Главное условие, необходимый первый шаг и лайфхак развития командной креативности — научиться работать с кем-то. Это непросто, надо постоянно общаться, ругаться, мириться, договариваться. Но в итоге это дает результат в виде повышения собственной продуктивности. Если нужно подготовиться к экзаменам, лучше делать это вдвоем, делать ремонт — тоже. Проблемы, которые нужно решить, лучше обсуждать в команде за круглым столом или как минимум вдвоем.
Если мы говорим про управляемую креативность, то здесь первый шаг, — это признание того, что есть материальный мир, а есть идеальный. Последний очень многие отрицают, хотя некоторые сталкиваются с его силой. Ночью вам что-то показалось в кустах, вы почувствовали опасность и побежали со скоростью, немыслимой ранее, а на самом деле это просто кусты и темнота. Все знают, что есть знания, умения и компетенции, но никто их потрогать не может, потому как они живут в идеальном мире. Если человек признает их наличие, тогда у него появляется уникальная возможность подружить свое левое и правое полушария.
Хорошо, допустим, я говорю себе: «Да, я готова уже на этой неделе решить одну конкретную проблему творчески и работать при этом в команде». Но дальше этого эфемерного «да» работа почему-то не двигается. Как перейти от слова к делу, «натренировать» творческие возможности, чтобы они работали и приносили конкретные результаты?
Работать над собой прежде всего и делать это по вполне четким схемам. Например, в Университете ИТМО у нас запланировано восемь встреч. Работа будет строиться следующим образом: в течение каждой встречи у нас будет диагностическая процедура, благодаря которой участник сможет понять больше про свой творческий потенциал. Все будет проходить в формате тестирования, кроме того, каждый участник будет постоянно получать обратную связь от команды. Остальные скажут ему, как он в команде выглядел, что было хорошо, а где он выявил свои слабые места. В итоге, во-первых, он получит вывод, который он сам сделает по мотивам прошедшей встречи.
Кроме того, в самом начале я раздам участникам творческие паспорта, и они в течение восьми встреч будут его заполнять. Там будет информация, получением которой в реальной жизни они специально не занимаются, а также вещи, на изучение которых могут уйти годы. Работая над собой, он может получить эту информацию в концентрированном виде за короткое время. И если у него есть мотивация, у него появляется возможность сделать резкий скачок. Такая работа должна сильно продвинуть тех, кто этого хочет. Повторюсь, не всех, только тех, кто хочет.
А попробовать себя в решении конкретных, прикладных задач участники смогут?
На каждой встрече я буду давать конкретные эвристические методы и приемы (это всем известный мозговой штурм, эмпатия и другие). Сначала мы будем пробовать их «на сухую», то есть на искусственных задачах. А после, безусловно, и это еще одна особенность каждой встречи, да, мы будем решать реальные задачи от бизнеса. Один из примеров: последние годы снижается количество открытия писем из рассылок, увеличивается количество отписок от рассылок, и это понятно, потому что вал рассылок, который сейчас есть, уже превысил все разумные пределы. Итак, задача: как должна выглядеть рассылка, чтобы письмо открывали? Это тоже творчество.
И до сих пор, насколько мне известно, ее никто на 100% не решил…
Не решил, а мы и не будем браться за решенные задачи. Зачем? Есть конкретная проблема: никто не открывает и не читает, как сделать так, чтобы открывали и читали? Пожалуйста, будем решать.
Вернемся к управлению творчеством в команде. Каково будущее концепции co-creation? Ведь компании уже давно стремятся нанимать специалистов, не просто компетентных в своей какой-то узкой сфере, но и способных, что называется, успешно работать в команде.
В прошлом году, весной, произошло интересное, не очень заметное для широкого круга людей событие — международная платформа специалистов всех стран Global Education Futures, которая занимается методологией обучения и развития людей, сделала буквально следующее заявление: «Мы считаем, что в ближайшие несколько десятилетий самой востребованной компетенцией будет компетенция co-creation, когда люди будут совместно создавать социально желательные, социально приемлемые общие гуманистические ценности».
Основной форсайт специалистов этой платформы состоит в том, что буквально через 5−7 лет продвинутые компании уже не будут брать на работу одиночек. Потому что в этом случае, когда ты нанимаешь специалиста-одиночку, его еще придется какое-то время включать в команду, адаптировать, учить и ждать еще годы, когда он будет выдавать творческий продукт. Да еще и делать это на потоке — не раз в год, а регулярно.
Я могу предположить, что любой компании постепенно становится выгоднее брать на работу уже готовую спаянную творческую команду, творческий коллектив. И творческая группа — в данном смысле это не то, что относится исключительно к event-индустрии или рекламному агентству. Это в целом уже состоявшаяся группа людей, которая на регулярной основе собирается вместе, чтобы решать очень разные и, на первый взгляд, нетворческие задачи: как оптимизировать производство, правильно поставить станки, поменять схему технологической линии и так далее. Это тоже те еще задачки, и здесь творчество необходимо.
Поэтому на данный момент существует гипотеза: с каждым годом будет расти потребность в творческих коллективах, причем в их готовом виде, потому что делать их внутри компании — очень дорого. А где эти коллективы взять?
Кроме того, сейчас становится ясно, что в ситуации с постоянно меняющейся реальностью выжить сможет только та компания, которая постоянно занимается исследовательской активностью. В этом смысле наконец наука становится массовым явлением — по тому же принципу, как массовое образование в свое время. Она становится инструментом развития бизнеса: бизнес без научного острия уже не выживет. Он должен быть постоянно в поиске, и это тоже задача для творческой команды.
Курс «Co-creation» (программа развития креативных навыков XXI века) организован Центром личностного развития «РИТМ» факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО совместно со студией hi-hume проектов «ЁРД». Занятия стартуют 15 марта в корпусе на улице Чайковского, 11/2. Алексей Аболмасов является бизнес-партнером студии hi-hume проектов «ЁРД», тренером-консультантом и разработчиком игровых решений для бизнеса и HR. В 2016 году проводил в Университете ИТМО курс «Управляемая креативность».