Agile или «водопад» — что выбирает современный рынок?
Согласно прогнозу международного аналитического агентства Gartner, в 2017 году мировые IT-расходы достигнут 3,5 трлн долларов, увеличившись на 2,7% по сравнению с 2016 годом. Как полагают аналитики компании, уже по итогам этого года мировой рынок IT-услуг вырастет на 4,2%. Рост по-прежнему будут обеспечивать инвестиции организаций в цифровой бизнес, интеллектуальную автоматизацию, а также оптимизацию и инновацию услуг, отмечается в исследовании.
Но что стоит за оптимизацией и как самим компаниям в условиях растущего рынка и увеличивающейся конкуренции выстраивать внутреннюю работу? Еще несколько лет назад в той же компании Gartner прогнозировали, что к 2017 году 75% IT-организаций в мире будут способны работать в двух режимах: традиционном, где главное внимание уделяется предсказуемости, точности и стабильности, и так называемом «исследовательском», в котором акцент ставится на маневренности и скорости в работе предприятия. На практике последнее выражается в том числе и в стремительном развитии так называемых «гибких» (agile) методик реализации IT-проектов. Именно они, как отмечает все большее число компаний, позволяют соответствовать изменившимся требованиям рынка: устранять риски и увеличить скорость разработки, тем самым снизив вероятность провала проекта.
Как это работает? Гибкие подходы избавляют от многих рисков благодаря более активному взаимодействию команды разработчиков между собой и с заказчиками. Ведь за двухнедельные интервалы разработок (так называемые «спринты») гораздо проще создать продукт, отвечающий базовым требованиям пользователей, и затем дорабатывать его на основе полученной обратной связи, чем ждать реализации крупного функционала, который в итоге не будет соответствовать бизнес-требованиям. В этом смысле традиционная технология (тот самый «метод водопада», являвшийся в прошлом золотым стандартом разработки) уступает более оперативному подходу в работе над проблемой.
Что происходит на практике?
О растущей популярности гибких решений говорят и многие петербургские IT-компании, часть из которых, например, уже давно работает по Scrum или другим методологиям, отмечает организатор курса ITalented Максим Иванов. Такие методики подразумевают принципиально иное управление проектами. Иными компетенциями должны обладать и сами начинающие разработчики, которые, едва выпустившись из вуза, начинают работать в компании над реальными задачами. Но обладают ли они всеми нужными навыками на практике?
«В прошлом году мы проводили круглые столы в Университете ИТМО, объединенные темой „Soft-skills for IT“. Тогда мы собрали несколько крупных компаний, работающих на IT-рынке, и спросили у них: полностью ли их устраивают выпускники, которые приходят к ним сразу же после окончания вуза? Как выяснилось, у компаний нет претензий к уровню знаний ребят. Но есть другая проблема. Сейчас общая беда рынка IT — это отсутствие навыков общения, работы в команде. А ведь работа над проектом — это не просто код, это постоянная коммуникация. На основе этих отзывов от представителей компаний, с которыми мы давно взаимодействуем, мы и решили создать курс ITalented, в течение которого представители компаний сами придут и расскажут студентам о реальных задачах», — рассказывает Анастасия Причисленко, директор Центра личностного развития ФТМИ.
Как будет строиться работа?
В течение курса слушатели смогут посетить семь мастер-классов от представителей IT-компаний Петербурга. У каждого занятия будет свой, уникальный формат.
«Специалисты расскажут о том, как вести себя на собеседовании, как составить правильное резюме. С одной стороны, это базовые вещи, но, как показывает практика, даже хорошие специалисты делают достаточно много ошибок, когда попадают на собеседование в компанию. Все знают, как проходит собеседование в Google, по этим историям написано миллион статей. Однако зачастую программист, который только выпустился из университета, не всегда понимает, как найти подход к рекрутеру, как наиболее выгодно позиционировать себя на рынке», — продолжает Максим Иванов.
Например, о том, как правильно написать резюме и пройти собеседование в IT-компании, где применить свои навыки и какие компетенции в целом нужны выпускнику, чтобы найти «работу мечты», расскажет HR-директор группы компаний i-Free Алексей Чайкин. А о том, как устроена ежедневная работа над проектом, студентам объяснят специалисты компаний Digital Design, STM, Sperasoft и других.
А что насчет реальных кейсов?
Помимо представителей HR-департаментов, своими навыками поделятся и технические специалисты. Например, Константин Сазонов, фронтенд-разработчик, тимлид петербургской компании TraidingView, на конкретных примерах покажет, где студенту взять опыт работы над проектами, как определиться с компанией и в итоге не оказаться в «болоте».
«Все семь занятий — это не только лекции, это комплекс практических кейсов, комплекс совместной работы, по итогам которой студент должен полностью понимать, как работает компания, какими техническими инструментами она пользуется. Все лекторы — представители успешных IT-компаний, которые давно работают на рынке Петербурга. Каждая из них сильна в какой-то своей области. Кто-то использует Scrum, кто-то другие модели, у каждой есть свои отработанные системы и планировщики задач. И понятно, что этому не учат в университетах. А здесь они уже наглядно смогут рассказать и показать, как строится ежедневная работа над проектом», — подчеркивает Максим Иванов.
Кому это будет полезно?
В ITalanted смогут поучаствовать как бакалавры (начиная со второго курса), так и магистранты. И если первым мероприятие будет полезно с точки зрения новых знаний и разбора практических кейсов, то вторые, вполне возможно, смогут приобрести новые контакты и более предметно присмотреться к рынку труда.
Полезны такие краткосрочные программы и самим предприятиям, которые уже давно охотно делятся опытом с университетами. Неслучайно во многих крупных IT-компаниях есть отдельные специалисты, которые сотрудничают с вузами, многие фирмы организуют собственные образовательные проекты.
«Такие краткосрочные программы — это один из способов выстроить взаимовыгодное сотрудничество. Компании приходят в университеты и смотрят на своих потенциальных сотрудников, а те, в свою очередь, оценивая уровень компании и стиль ее работы, могут составить для себя реальное представление о состоянии рынка труда, — говорит Максим Иванов. — И, кроме того, сейчас оценивают не только рекрутеры. Все более критичное отношение проявляют и сами соискатели, молодые специалисты. Те, кому сегодня по 18−20 лет и кто уже через несколько лет станет сотрудником какой-нибудь высокотехнологичной компании, не хотят работать просто за деньги. Для них важна и соответствующая атмосфера, и уровень задач — не только рутинная работа, а возможность участвовать в действительно интересных проектах. Все это в целом меняет подходы к современному рынку труда».
Курс «ITalented» организован Центром личностного развития «РИТМ» факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. Занятия стартуют 7 апреля в корпусе на улице Чайковского, 11/2.