Кэти Олив

Кэти Олив окончила Национальную школу декоративного искусства в Париже в области работы с художественным светом. Сейчас она работает над художественным светом для архитектурного оформления, участвует в фестивалях и выставках с собственными световыми инсталляциями, а также создает сценическое освещение, в которых свет играет важную художественную роль. Кэти Олив сотрудничала со многими театрами и актерами не только во Франции, но и в других странах, работая над постановками современного танца.

«Мне всегда было интересно работать не со статическими элементами, а с чем-то постоянно меняющимся, поэтому я совершенно интуитивно выбрала для себя свет в качестве основной области деятельности. Мне нравится создавать неопределенные пространства, а свет как раз характеризуется неопределенностью. Осознание функции света менялось постепенно, в зависимости от того, для каких целей он применялся», – сказала Кэти Олив.

Религиозное значение света

Золотая маска Тутанхамона. Источник: rts.ch
Золотая маска Тутанхамона. Источник: rts.ch

Золотые маски фараонов Древнего Египта подчеркивали божественность лиц, на них изображенных. В этом случае свет имел религиозное значение, подчеркнула художница. Через свет выражалась божественная сила фараонов. С приходом христианства на православных иконах с помощью ярких золотых красок стали подчеркивать не лицо, а, наоборот, окружение изображенного человека. Это тоже имело определенный религиозный смысл: затененное лицо, светящийся нимб, золотая рамка для полотна – все это указывало на святость изображенного человека. На византийских иконах с ликами Иисуса Христа свет использовался уже немного по-другому и ярко подчеркивал лицо, также указывая на божественность изображенного. На всех этих полотнах свет не играл какой-либо роли вообще, отметила Кэти Олив.

В Ренессанс свет становится инструментом формы

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Источник: blog.ryanair.com
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Источник: blog.ryanair.com

В эпоху Возрождения первым, кто стал изучать оптические свойства света с точки зрения и науки, и искусства, был Леонардо да Винчи. Он исследовал особенности и закономерности восприятия света человеком, используя знания из физики, биологии, анатомии и других наук. Это был важный шаг вперед, потому что ученый был первым, кто понял, что от восприятия света во многом зависит то, как человек в целом воспринимает окружающее пространство. Эти исследования он перенес в художественную плоскость и начал создавать перспективы и формы на своих полотнах с помощью света. Наиболее известный образец того, как он играл с перспективой – это «Тайная вечеря».

«Молитва святого Иосифа» Жоржа де Латура. Источник: artbible.info
«Молитва святого Иосифа» Жоржа де Латура. Источник: artbible.info

Кэти Олив также привела яркий пример того, как художники позднего Ренессанса развили технику игры света и тени в своих полотнах – работы живописца Жоржа де Латура. В своих полотнах он мастерски использовал свет, чтобы выстраивать композиции в картинах, в которых было очень мало источников этого света, например, всего одна единственная свеча. Так, в полотне «Молитва святого Франциска» свечу закрывает рукой девушка, а свет от пламени освещает лишь ее лицо и ладонь, при этом другой персонаж освещен приглушенным светом, за счет чего у картины создается объем и перспектива, а наблюдатель может определить, как именно расположены персонажи.

Свет становится субъектом картины в эпоху Просвещения

«Женщина с жемчужным ожерельем» Яна Вермеера. Источник: wikipedia.org
«Женщина с жемчужным ожерельем» Яна Вермеера. Источник: wikipedia.org

В XVII веке свет, освещение – уже не просто инструмент для создания формы, но начинает играть свою собственную роль в полотнах великих художников. Голландский мастер бытовой живописи Ян Вермеер использовал источники света, не только для создания объема, но делал его частью картины. Например, в полотне «Женщина с жемчужным ожерельем» большую часть изображения занимает белая стена, от которой отражается свет из окна. То есть свет становится отдельным значимым героем изображенного сюжета.

«Это осознание еще прочнее укрепилось в мыслях художников после того, как работы Ньютона показали, что свет – это непрерывное излучение, которое можно разложить на множество спектров, и нет какого-либо определенного цвета, его особенности зависят только от того, как он воспринимается людьми», – отметила Кэти Олив.

В XVIII веке эта мысль находит подтверждение и у ученых-химиков, добавила она. По запросу текстильщиков и художников химики исследуют способы, чтобы сделать цвета и краски ярче, но приходят к выводу, что их яркость не зависит от самого цвета, а от того, как его воспринимают и с какими другим цветами они сочетаются. Так подтверждается еще одно наблюдение художников о том, что при определенном контрасте цвета могут выглядеть более выразительными.

Клод Моне делает свет главным героем изобразительного искусства

Одна из работ серии «Кувшинки» Клода Моне. Источник: artchive.ru
Одна из работ серии «Кувшинки» Клода Моне. Источник: artchive.ru

Но одним из первых, кто действительно сделал свет главным персонажем художественного полотна, был Клод Моне. В некоторых его работах практически невозможно определить какой-то объект или форму – для этого нужно внимательно и вдумчиво всматриваться в изображение. Ярчайший пример такой работы – это серия «Кувшинки», которую художник создавал не один десяток лет. На этих полотнах изображена поверхность воды, отражающая различные явления природы: облака, заходящее солнце, осеннюю листву на деревьях, зеленый лес. В каждом полотне именно композиции самого света составляют изображение, а не объекты, отраженные в воде.

Футуристы видят в свете движение и музыку

«С появлением электричества у футуристов была одна и та же идея: свет становится субъектом изображения и ассоциируется со скоростью, движением, энергией, музыкой», – сказала Кэти Олив.

«Музыка» Луиджи Руссоло. Источник: skira.net
«Музыка» Луиджи Руссоло. Источник: skira.net

Начало ХХ века знаменовало изменения во всех видах искусства. Появление фотоаппарата, звукозаписывающих устройств перевернули мир искусства. Футуристы воспринимали новый мир по-особому и значение света в нем – тоже. Музыка и живопись находили сочетания в работах таких художников, как Луиджи Руссоло.  В 1911 году он создал картину «Музыка», на которой изображен пианист, но звуки его музыки показаны в виде ярких и извивающихся волн света. Кэти Олив подчеркнула, что уже тогда художники и музыканты понимали, как тяжело правильно поставить сценический свет, чтобы он красиво освещал артистов.

Лои Фуллер сделала свет героем сценической постановки

Новатор в области танца Лои Фуллер, выступавшая на рубеже ХХ века, не только подняла свое искусство на новый уровень, но создала в истории театра новую главу, которая до сих пор рассказывает об использовании света в качестве сценического героя. Она активно экспериментировала с освещением и буквально «купалась» в лучах сценических прожекторов, без которых ее постановки не были бы такими завораживающими.

«Наиболее известен танец “Серпантин”, в котором Лои Фуллер большое внимание уделяла свету и как можно им управлять. Она пыталась донести до зрителя, что тело на сцене может выполнять другие функции, что игра света и тени в этом деле достойна внимания не менее, чем красота танцующего», – прокомментировала Кэти Олив.

ХХ век – время принятия света как отдельного искусства

Появление самого термина «искусство света» можно связать с первой в мире работой, в которой физический объект был связан со светом и в которой показывалась зависимость движения света и объекта – это «Световой и пространственный модулятор» венгерского художника Ласло Мохой-Надь. Это скульптура состоит из металлических геометрических элементов, которые вертятся на специальной подставке и освещаются небольшими лампочками разного цвета. Таким образом, художник пытался показать само движение света.

Другой венгр, Николя Шеффер, привлек внимание всего мира огромной металлической башней 50 метров высотой, которую по его проекту выстроили к специальной выставке в Париже в 1954 году. На ней были установлены прожекторы, светящие в разные стороны, и по задумке автора башня должна была служить символом объединения различных технологий, динамизма, энергии. 

Все эти работы положили начало известного сегодня светового кинетического искусства. Это современный вид искусства, в котором свет в сочетании со скульптурой, архитектурными формами, элементами городской среды, живыми объектами (деревьями, людьми) создает различные иллюзии и выражает художественные замыслы авторов таких работ. Эти световые инсталляции могут сочетаться также со звуками, часто используются дополнительные материалы.

Например, в одной из своих работ Кэти Олив использует колеблющуюся световую линию, и колебания сочетаются с определенным звуковым рядом. В целом световое шоу символизирует опасность, в том числе риски, с которыми связаны новые технологии.

Таким образом, свет преодолел долгий путь от невидимого элемента художественных полотен до отдельного вида искусства. И сейчас световые инсталляции, световое художественное оформление играет все большую и большую роль не только в мире художников и выставок, но и в городском освещении, в разделении зон урбанизированных пространств, оформлении внутренних помещений. Кроме того, он становится таким языком смысла и общения, как музыка, кинематограф и другие виды искусства.