Почему достойных разработчиков игр, да и в целом IT-специалистов так не хватает
Казалось бы, в стране повсюду из вузов выпускаются IT-специалисты, отечественные программисты считаются одними из лучших в мире, но при этом компании постоянно жалуются, что им некого брать на работу. Особенно проблема актуальна в сфере разработки видеоигр.
«Беда в том, что IT-специалистов приходится доучивать и объяснять им бизнес-процессы, специфику работы в области разработки игр и в команде. Компании тратят огромные ресурсы на это обучение, прежде чем сотрудник начнет приносить пользу команде и проекту», – отметил Андрей Карсаков.
Навыки, которых так не хватает выпускникам вузов и многим работающим специалистам, приходят только с практикой. К тому же они уникальны для каждой области. Только поработав в геймдеве, разработчик сможет с ходу понимать общую концепцию разработки игровых приложений, анализировать преимущества различных методик, учитывать, как его работа может повлиять на результаты всей команды, осознавать, как сделать прибыльный продукт.
Конечно, это не значит, что IT-специалисты, в частности разработчики игр, должны быть универсальными солдатами и уметь делать все. Однако здесь степень того, насколько человек должен быть ознакомлен со спецификой работы в определенной области, зависит от самой области.
«Конечно, существуют крупные корпорации-разработчики игр с огромным штатом сотрудников, куда можно легко попасть, будучи просто достойным программистом. Однако ты сможешь быстрее стать полезным команде, если будешь понимать специфику отрасли. Требуемый уровень интеграции высококвалифицированных разработчиков игр в процессы компании зачастую гораздо выше, чем IT-специалистов, которые работают, скажем, в энтерпрайз разработке (например, для финансовой или ресурсодобывающей отраслей). То есть разработчику игр важно разбираться не только условно в программировании или 3D-моделировании, но и в том, какие процессы работают вокруг него», – прокомментировал Андрей Карсаков.
Так что же делать?
Все просто: делать образование для таких областей практикоориентированным. В распоряжении кафедры ВПВ Университета ИТМО есть мощный инструмент, чтобы выпускники магистратуры выходили из вуза максимально готовыми к реальной работе: это работа в исследовательском коллективе над реальными проектами во время обучения.
В течение первого семестра магистратуры обучающиеся знакомятся с проектами, которые есть у различных исследовательских коллективов, а уже начиная со второго семестра студенты могут устроиться в штат вуза, чтобы работать над заказами индустриальных партнеров. Конечно, расписание работы сделано так, чтобы начинающие разработчики могли совмещать эту деятельность с учебой. Например, студенты кафедры ВПВ уже работали в команде специалистов вуза, которые создали математическую модель города-спутника «Южный», участвовали в моделировании гидрометеорологических характеристик океана по заказу крупной ресурсодобывающей компании, работают на текущий момент по множеству проектов в области здравоохранения, урбанистики, архитектурного проектирования, финансовой сферы и многих других.
Что касается геймдева и магистерской программы «Технологии разработки компьютерных игр», то сейчас на кафедре ведутся переговоры с несколькими компаниями, которые могли бы допускать студентов для работы над своими проектами в качестве стажеров и практикантов под чутким руководством сотрудников вуза и кураторов со стороны самих компаний. Важно, чтобы компании были готовы участвовать в образовательном процессе, а не просто предлагать талантливым студентам стажировки, чтобы потом переманить их с учебы в вузе к себе на работу, подчеркнул Андрей Карсаков.
«Когда мы только развивать образовательные активности в области геймдева, компании-разработчики потянулись к нам вереницей: всем нужны крутые специалисты, и запрос на них не могут удовлетворить выпускники как петербургских, так и московских вузов. Однако нам как вузу неинтересно просто “скармливать” наших студентов HR-машинам компаний. Мы хотим, чтобы студенты получали необходимые фундаментальные знания и важный проектный опыт именно в ходе обучения. Поэтому мы сейчас максимально стараемся выйти на такое сотрудничество с индустрией, в котором компании полноценно бы участвовали в становлении необходимых им специалистов в ходе их обучения в университете», – пояснил он.
То есть нужно, чтобы компании не боялись «спускать» для обучающихся какие-либо производственные задачи, ведь это инвестиции в будущее их же компании. В том числе и вкладываться в образование своими главными ресурсами – временем своих топовых сотрудников, которые могли бы делиться своим опытом и знанием на гостевых лекциях или даже вести целые модули в курсах. Таким образом обучающиеся будут перенимать опыт лучших специалистов в области и выпускаться из вуза не оторванными от реальной жизни с просто хорошим фундаментом, а практически готовыми к реальной работе. В качестве примера, специалисты Bytex, компании, которая организовала конференцию в Саранске, уже провели для магистрантов Университета ИТМО факультативный курс-интенсив по тестированию игр.
Так, на будущий учебный год у магистерской программы «Технологии разработки компьютерных игр» появится еще больше партнеров, представители которых смогут стать кураторами различных студенческих проектов. Программа была впервые запущена в Университете ИТМО в этом году, первый набор составил 10 человек. Те студенты, которые «пережили» первый семестр, уже участвуют в проектах кафедры ВПВ. Этой осенью планируется проводить набор студентов по программе на 10 бюджетных и 10 коммерческих мест.
Индустрия согласна, что в геймдеве начинающим специалистам не хватает реальной проектной практики, а не практических занятий или лабораторных работ в рамках курсов
В любом деле «зеленым» специалистам всегда не хватает опыта. И если раньше работодатели соглашались доучивать выпускников вузов, когда те устраивались на работу, сейчас для них это становится непозволительно дорого и не эффективно. Именно поэтому во многих индустриях, в том числе, в сфере IT, руководители осознают, что необходимо вкладываться в будущих сотрудников еще на этапе вузовского и даже школьного образования. Это было основной идеей, которая звучала на конференции Bytex.
Андрей Ланкин, Senior Vendor Manager компании Wargaming рассказал про опыт реализации в их компании образовательной программы Wargaming.Forge. Евгений Тараканов, R&D эксперт из кипрского офиса Wargaming, имея опыт преподавания в российских вузах, кратко рассказал, каким именно может быть идеальное вузовское геймдев-образование и почему даже британское высшее образование не идеально. Дмитрий Долгов, технический продюсер 1С Games Studio, 7 лет преподававший в Политехническом университете Петра Великого, описал причины, почему классический подход с использованием лабораторных работ в IT-образовании – это устаревший метод, который уже не работает.
«Меня порадовало, что тот курс, который мы выбрали на кафедре ВПВ для обучения магистрантов, практически полностью соответствует тому, что бизнес ожидает от вузовского образования в сфере IT и в частности в разработке компьютерных игр. Сама конференция вызвала положительный отклик у участников, так как позволила четко обозначить проблемы, о которых почему-то боятся говорить открыто, и начать формировать сообщество заинтересованных в развитии IT-образования специалистов», – сказал Андрей Карсаков.
О том, что ждет индустрия от выпускников вузов, мы спросили напрямую у ее представителя, работающего на стыке с образовательной сферой, – руководителя образовательных программ компании Bytex Александра Торговкина.
Что порождает разрыв между образованием и реальными компетенциями, по вашему мнению?
Наверное, главная проблема, которая существует на сегодняшний день, – это недостаточная практикоориентированность образования. Именно поэтому первостепенной задачей, которую мы решаем на наших курсах в рамках подготовки и адаптации новых сотрудников является возможность узнать тонкости профессии, приобрести конкретные навыки работы с инструментарием. Для «старожилов» в Bytex существует отдельный курс, который позволяет не только углубить знания, но и расширить их предметную область.
Какова самая действенная стратегия участия IT-компаний в образовании студентов вузов?
На самом деле выведение универсальной формы невозможно. Поскольку у каждого учебного заведения, бизнес-единицы и региона в целом есть своя специфика. Обращаясь к нашему опыту, мы стараемся применять различный инструментарий, гибко реагируя на изменения запросов всех заинтересованных сторон. Так, по запросам учебных заведений мы принимаем активное участие в профориентационных встречах и конкурсах, оказываем содействие олимпиадному движению по спортивному программированию, являемся экспертами в области оценки образовательных программ. Что касается интересов студенчества, то следует отметить проведение профессиональных мастер-классов, интенсивов, тех же курсов с последующей организацией производственных практик и осуществление дипломного руководства.
Как думаете, что вузы должны давать студентам, что они не смогут получить на практике? Не проще ли не идти в магистратуру, а сразу устроиться в компанию и получить все навыки на практике?
Главная задача высшего учебного заведения – сформировать определенный скелет профессиональных компетенций, который со временем будет развиваться и обрастать новыми знаниями. Именно поэтому, когда мы говорим о замене практики теорией или обратном процессе, мы заранее создаем ограничения для развития. Так или иначе, знания без практики мертвы, а практика без знания обречена на провал. Поэтому магистратура является одним из элементов, помогающим молодым людям прокачать себя. Главное – быть внимательным к выбору и понимать, что актуальные компетенции создаются здесь и сейчас.