Первая Лаборатория «Культура будущего» была организована куратором проекта Ольгой Ремнёвой совместно с Иваном Ниненко в Москве в январе этого года. Ольга является заведующей сектором междисциплинарных программ дирекции Государственного центра современного искусства в составе выставочного комплекса «РОСИЗО». В ходе мероприятия участников ожидают лекции и мастер-классы от экспертов, а также проработка совместных проектов в области технологического искусства.
«В первой Лаборатории нам хотелось нащупать то, что заложено в самой логике искусства. Лаборатория в рамках выставки “TECHNE. Пролог” была внетехнологичной, и это была моя принципиальная позиция. Сейчас мы идем по, может, более понятному, но все же важному контуру: отталкиваемся от технологий и смотрим, как их развитие повлияет на восприятие человеком себя и Другого. И еще мы хотим выстроить процесс так, чтобы Лаборатория дала больше конкретных, практических результатов. Надеемся увидеть на выходе классные мультимедийные проекты-высказывания», – прокомментировала Ольга Ремнёва.
Мероприятие в Санкт-Петербурге вызвало живой интерес: было подано больше заявок, чем предполагает формат мероприятия. В качестве входного задания участникам предлагалось в любой форме ответить на вопрос: «Как неизбежное развитие технологий повлияет на восприятие себя и Другого?», а также был конкурс портфолио. Но кураторы проекта отбирают участников не только индивидуально, но и как группу людей, которой нужно будет взаимодействовать. Поэтому при отборе работает принцип взаимодополнения, подчеркнула Ольга. Много больших профессионалов подали заявку, добавила она, а также людей, с которыми было бы интересно познакомиться и наладить общение.
Мастер-классы в Лаборатории будут проводиться в разных форматах, чтобы у разных участников была возможность творить. Например, в Лаборатории в Университете ИТМО на мастер-классах будут рассказывать про конкретные технологии, при помощи которых эксперты помогут участникам представить мир, в котором эти технологии получили развитие. Какие в этом мире отношения, что в нем является наибольшей ценностью, как человек воспринимает себя в таком варианте будущего – ответы на эти вопросы участники будут искать во время работы проекта.
«Лаборатория – это некий прототип того, что мы хотим развить в городе с помощью магистерской программы Art&Science. Но мы не знаем, как на это отреагирует культурное сообщество Петербурга. Мы не можем спрогнозировать, какие идеи и проекты возникнут на основе этой лаборатории, ведь она соберет людей, которые заинтересованы в совершенно разных проектах: экологических, градозащитных и так далее. В культурном сообществе, как и в любом другом, есть люди с разными взглядами, с разным бэкграундом. Вспомните историю с Лахта-центром: ведь тогда были и те, кто был против строительства небоскреба в центре города, и те, кто считал, что город должен двигаться вперед и принимать новые элементы архитектуры. В нашем городе много пространств, которые оставили отпечаток на своих постоянных посетителях: Пушкинская, 10, Новая Голландия, OхтаLab, Этажи. То есть в Санкт-Петербурге есть достаточно много художественных площадок, которые должны взаимодействовать друг с другом, поэтому наша инициатива с магистратурой и лабораторией “Культура будущего” очень актуальна», – прокомментировала Анастасия Ярмош, директор Центра искусства и науки Университета ИТМО.
ITMO.NEWS побеседовал с Анастасией и Ольгой подробнее о том, почему в Петербурге жители слабо ассоциируют себя с миром искусства, чем важны проекты современного искусства для развития каждого человека, нужны ли будут специальные знания в будущем, чтобы воспринимать художественные идеи. А также о том, как будет проходить обучение по программе Art&Science в Университете ИТМО, которое стартует уже осенью.
Как отличаются сообщества художников в Москве и Санкт-Петербурге?
Анастасия Ярмош: В Санкт-Петербурге сообщество более камерное. Как следствие сейчас у нас есть некоторое сообщество, которое приходит на открытия выставок, но взаимодействует в замкнутом кругу. В Москве же сообщества художников, музыкантов, режиссеров более подвижны и взаимодействуют друг с другом. Москва в этом смысле более прогрессивна, чем Петербург. Именно поэтому мы хотим сделать программу Art&Science некоторой точкой сборки художественных проектов, которые находятся на грани реализации, то есть эта магистерская программа может стать центром притяжения и коллаборации художников. В Москве в целом люди более открыты изменениям городской среды, инновациям, это мультикультурный город. В Петербурге же более консервативная среда
Как сделать так, чтобы работа петербургских художников была понятна людям, чтобы они не стояли особняком от других горожан, не закрывались в своей тусовке?
Анастасия Ярмош: В Санкт-Петербурге присутствует это замыкание в себе, которое сложилось исторически. Мы же хотим создать более открытый мир культуры, в котором возникнет диалог не только между художниками, но и между художниками и всеми другими людьми. При этом здесь главное – не создать какие-то особые условия, а скорее самим людям осознать, что они и так вовлечены в культурные процессы города. Например, вы сами как журналист, который пишет статью о Лаборатории «Культура будущего» уже вовлечены в этот процесс. В этом петербургское осознание отличается от московского: в Москве нет «закрытых дверей», горожане активно участвуют в культурной жизни.
Но и конечно, то, насколько художественные работы будут востребованы обществом зависит в том числе от самих художников: насколько они будут думать о гуманизации своих работ, а не о самих технологических прорывах и цифровой культуре. Ведь смысл современного искусства, культуры будущего именно в том, чтобы через призму искусства увидеть, как новые технологии будут влиять на нашу жизнь, как встроить их в жизнь и воспринимать их. Чем станет человек будущего? Философия будущего – это не безличность, а ориентированность на человека, его ценности, его жизнь.
Как вы думаете, какое главное послание должно нести искусство будущего? Чему оно должно учить человека?
Анастасия Ярмош: Мыслить критически. Сейчас мы абсолютно доверяем данным, которые поступают к нам из информационной среды. Люди становятся заложниками этих данных, не осмысляя критически то, что к ним приходит. Художественные же проекты иррациональны. Они выдергивают нас из стабильного состояния, заставляют нас думать, почему проект сделан именно так. Это активирует критическое и аналитическое мышление, которое необходимо в современной жизни. Человек не должен жить рефлексами.
Должен ли человек обладать знаниями в области современных технологий, чтобы воспринимать художественные проекты нынешние и будущие?
Анастасия Ярмош: Совсем нет. Есть художественный проект «Черные флаги» художника Уильяма Форсис (William Forsythe). Вы видите черные флаги, видите бездушные машины, которые управляют этими флагами. Задумка художника была в том, чтобы воспроизвести сценические движения танца в геометрии этих черных полотен. Над проектом работали не только хореографы, но и специалисты-робототехники. У наблюдателя же в голове может появиться яркая история, ассоциация, связанная именно с его культурным бэкграундом. То есть каждый будет воспринимать эту инсталляцию в зависимости от своего эмоционального интеллекта и одновременно развивать этот интеллект, критическое мышление. Кто-то может подумать, насколько беспомощны мы становимся без роботов. Уже сейчас мы практически не пригодны к жизни без смартфонов. Кто-то подумает о чем-то другом. Поэтому совершенно не имеет значения, насколько человек подготовлен технологически, чтобы воспринимать культуру будущего.
Или другой пример. В Милане выставлен художественный проект «999 методов современной жизни». Это черный куб, вы заходите внутрь, и в пространстве размещено 999 небольших мониторов. Вы смотрите в них и видите различные сцены из обыденной жизни людей. С обратной стороны мониторов вы видите цифры, которые говорят о том, сколько же энергии тратится на такой образ жизни. Проект посвящен проблеме энергосбережения. Потом вы переходите в другой зал, где выставка рассказывает о современных технологиях, которые способствуют сохранению окружающей среды. Этот зал – один большой коворкинг, где зрители, художники и инженеры могут совместно поработать над идеями экологии среды, альтернативных источников энергии и ресурсов.
Как вы думаете, насколько востребовано будет направление Art&Science, насколько люди должны быть образованы в этой области?
Анастасия Ярмош: В образовательной среде об этом точно должны знать. В России про Art&Science стали говорить совсем недавно. Были лишь закрытые сообщества людей, сейчас же необходимо переориентировать это направление не вовнутрь, а во внешний мир. Именно поэтому наша магистерская программа – это попытка обратить внимание общественности к этому междисциплинарному направлению. Я думаю, в течение будущих трех лет Art&Science будет становиться все более узнаваемым направлением искусства в России, потому что в стране будут открываться новые выставки, художественные пространства. Поэтому с помощью нашей магистерской программы мы собираем ведущих экспертов в этой области. Технологическое искусство возникает там, где есть современные высокие технологии. В этом смысле Университет ИТМО – идеальная площадка для запуска такой магистратуры.
Расскажите, чему будут обучать магистранты по направлению Art&Science? Где они смогут потом работать?
Анастасия Ярмош: В программе большую часть занимает актуальное искусство, философия современности, кураторская практика, чтобы ребята не только создавали интересные технологические проекты, но и умели задавать тон визуальной коммуникации, то есть взаимодействовать со зрителями, побуждать их к критическому мышлению. Поэтому также они будут изучать основы профессиональной визуализации данных. С этими знаниями и опытом они смогут работать в кураторских проектах, музеях, дизайн-студиях, в том числе промышленных, потому что многие компании сегодня меняют дизайн своих продуктов в зависимости от новых технологий.
Ольга Ремнёва: В недалекой перспективе выпускники программы будут востребованы практически в любой сфере. Потому что будущее за междисциплинарными практиками и надграничным мышлением. Это ровно то, что дает Art&Science. Есть доклад «Навыки будущего», одним из авторов которого является мой сокуратор Иван Ниненко. Там достаточно подробно разбирается, какими навыками и компетенциями нам нужно будет обладать в дальнейшем.
Ольга, так как вы – приглашенный преподаватель по двум магистерским программам Университета ИТМО на будущий год, в том числе Art&Science, расскажите, какие методики вы будете использовать при работе со студентами? Какие основные идеи вы хотите донести до них?
Мне хочется показать, что иногда мы можем через искусство заглядывать в завтрашний день. У искусства есть этот «предсказательный механизм». А смотреть в завтра нам нужно для того, чтобы понять, на что обратить внимание сегодня: «...все исправить, починить все, что было сломано», как у Лори Андерсон в песне «The dream before». И хочется это делать в живом диалоге. Я точно не из тех преподавателей, кто надевает на себя шапку Мономаха и претендует на абсолютное знание. Но ощущение себя вечным – нет, не студентом, но учеником – позволяет мне учиться вместе с теми, кого учу я.