Елена Лекус, доцент кафедры Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО и кафедры искусствоведения Центра инновационных образовательных проектов СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, убеждена, что креативность сегодня является одновременно мифом, трендом и реальностью. По словам эксперта, мифотворчество креативности заключается в том, что обещание и намерение использования креативных практик не гарантирует человеку, что он станет по-настоящему креативным. В свою очередь, креативность также утвердилась в современном обществе еще и как тренд, который создается социальными процессами и имеет экономическую подоплеку. С этой точки зрения актуальным становится главный герой романа Виктора Пелевина Generation P, где персонаж своим существованием объясняет, почему в наше время не нужны творцы, но востребованы «криэйторы». Если заглянуть в список вакансий, мы увидим, что одни из наиболее востребованных специалистов – креативные сотрудники, которые отличаются стрессоустойчивостью. Другими словами, обществу навязывается запрос на креативного специалиста без четкого объяснения того, кто это.
Третья парадигма креативности – сегодняшняя реальность. Предпосылок для востребованности креативности и формирования целого мировоззрения на основе творчества действительно много. Два главных аспекта, влияющих на высокий запрос на креативность, – формирование инновационной экономики и начальная стадия формирования инновационного общества, когда рынок требует от человека способности находить оригинальные решения. Сегодня каждый ощущает на себе серьезные изменения в жизненном укладе по сравнению с тем, что происходило 10 лет назад. Момент усложнения окружающего мира проявляется в изменениях психологического и физического состояния людей и требует от человека большей гибкости. Именно развитие творческих способностей позволяет не сойти с ума и не превратиться в жертву обстоятельств, считает Елена Лекус. Творчество становится единственной стратегией, которая позволяет человеку выживать в современном мире, оставаясь при этом собой.
«Когда мы говорим о креативных технологиях, мы предполагаем, что это то, что стимулирует мозговую активность в сторону генерации решений – методика, которую мы используем как инструмент. В это же время креативное мышление – это то, что работает у человек постоянно. Наиболее подходящим определением для креативного мышления я бы назвала установление неочевидных связей между очевидными вещами: чем неожиданнее связь между тем, что ты знаешь, тем сильнее и ярче переживается момент озарения», – прокомментировала Елена Лекус.
Старший преподаватель Высшей школы светового дизайна и руководитель проектной лаборатории «Небо.812» института Art & Science Илья Смилга обратил, в свою очередь, внимание на то, почему креативным технологиям все больше уделяется внимания внутри социума. По мнению эксперта, возросший запрос на креативность связан со снижением когнитивных функций молодежи. Сегодня люди меньше читают, в раннем возрасте приучаются пользоваться гаджетами, не обрабатывая поступающую информацию. В это же время «компьютеры» продолжают умнеть. Человек стоит перед выбором: какие навыки прокачивать в себе, чтобы не перекрывать функции машин и не соперничать с ними, но занимать важные позиции?
Никогда прежде человечество не сталкивалось с угрозой утраты когнитивных функций. Результаты многих исследований говорят о том, что люди в возрасте 60 лет сегодня обладают лучшей памятью, чем те, кому сегодня только 20 лет. Это связано с тем, что молодое поколение реже пользуется функциями мозга, связанными с запоминанием, делегируя их гаджетам и интернету. Мозг выполняет действия, однако они упрощаются. Исследования говорят о том, что текст, прочитанный методом скроллинга, запоминается лишь на 30 %, другими словами, книга, прочитанная на компьютере с помощью мыши, не полностью прочитывается и перерабатывается. Был проведен эксперимент, в рамках которого людям предложили бумажную и электронную версию книги. Подростки, которые читали книгу в электронной версии, не смогли расставить факты в хронологической последовательности. 80 % людей хоть и помнили факты, но не помнили их последовательность. Дело в том, что структура книги наиболее тождественна способу запоминания событий мозгом, чем структура электронной книги. При взаимодействии с электронной версией события не выстраиваются в линейную цепь.
«Сила привычки в творчестве – самое противное дело. Кажется, что творческие люди занимаются каждый раз новыми проектами и новыми форматами, однако эти навыки с успехом могут заменить нейронные сети. В какой-то период времени творческие люди перестают понимать, что они вырождаются как творцы. Выход – пытаться себя постоянно удивлять. Человек знает лишь свой логический образ, однако не знает, что скрыто в его подсознании. Любая творческая работа – прыжок в подсознание», – объяснил Илья Смилга.
Чтобы приоткрыть границу подсознания, можно использовать различные методики и упражнения, многие из которых используются в актерской школе.
- Теория кругов внимания
Восприятие – технический навык. Актер разделяет несколько кругов внимания. Так, первый круг – микрокруг, который замкнут на самом человеке: здесь все его ощущения. Если начать в себя погружаться и существовать в микрокруге, то меняется восприятие, в микрокруге можно создать объект дизайна, так как это способ фокусировки. Второй круг – ближний, в него входит то, что человек может хорошо рассмотреть и распознать все нюансы. Это открывает новый слой чувственного восприятия, того, что можно передавать через свое творчество другому человеку. Третий круг внимания – средний, к нему относится то, что видно глазами. Следующий круг – большой, который вмещает то, что не видим, но можем представить. Если детально вспомнить свой день, этот героический поступок отделит вас от других и насытит чувственный опыт, который можно описать. Последний круг внимания – макрокруг. Объекты на этом уровне мы не видим вовсе, но можем вообразить. Если освоить технику кругов внимания, то можно перестраиваться с микрокруга в макрокруг и черпать оттуда образы.
- Спонтанность
Спонтанность в мыслях и действиях сложно достигается, так как мышление человека постоянно включено. Для того, чтобы не успеть подумать и, таким образом, приоткрыть, границу подсознания можно попытаться вообразить непривычный объект в непривычных условиях, тогда сознание не сможет обработать объект, что позволит сознанию остаться открытым на какой-то момент. По словам Ильи Смилги, подсознание роднит людей, в то время как сознание разделяет.
- Метод инверсии
Иногда сложно даже творческого человека вовлечь в игру. Например, дизайнеры хотят создать полезное изобретение и улучшить мир, однако что-то действительно классное создать сложно, поэтому можно оттолкнуться от метода инверсии и создать сначала что-то плохое. Если вы профессионал, вам будет сложно и, скорее всего, не получится, однако мотив разыграет вас. Этот метод легко выводит человека на игру, а игра – то, что нужно для работы с подсознанием.