Ольга Павлова, совладелец компании «Собака Павлова»

Если у кого-то еще осталась мечта о дизайнере-одиночке, который, запершись у себя в комнате с маком наедине, творит шедевры, то лучше ее оставить там, где ей самое место, — в 19 веке. Жизнь немного двинулась дальше, и хороший дизайн сейчас создают коллективы дизайнеров — это правильная позиция ХХ века. Поскольку мы сейчас в 21 веке, то нужно признать правду, от которой не всегда уютно, особенно если вы только начинаете свой путь. Хорошие дизайн-решения создаются командами очень разных специалистов. Разных настолько, что иногда найти язык общий внутри команды ­— это большая проблема. Давайте с вами обсудим членов команды.

Программисты сложны и очень милы. Конечно, они совершенно несчастны, как только делают шаг в сторону от компьютера. Тем не менее, в дизайне они крайне полезны. И поэтому нужно знать, чем они отличаются от более-менее нормальных людей.

Все, кто имел с ними дело, знают, что они читают на ночь. Варианта два: либо это научная фантастика, либо учебник Фихтенгольца. И то, и другое — сплошной поток текста, желательно без пробелов, желательно с полями поменьше. Программисты ненавидят свободное пространство.

Ольга Павлова. Здесь и далее. Фото: Александр Палаев
Ольга Павлова. Здесь и далее. Фото: Александр Палаев

Пока другие участники команды думают о пользователе, моделируют пользовательские сценарии, программисты думают о системе, как она устроена. Система в их голове не посвящена тому, что нужно людям. Постарайтесь обговорить жизненные ситуации, которые затронут реальных людей.

Противоположность программистов — продавцы. Они всегда очень торопятся: не продашь – не покушаешь. И со стороны это выглядит как поведение «принеси то, не знаю что, но очень-очень срочно». Что делать, если такое суетливое существо приходит к вам? Посоветовать не создавать IT-проект за денек, а нарисовать сайт.

Самые безответные люди, с которыми приходится общаться и работать, – это маркетологи. Я знаю заклинание «Авада Кедавра» против любого маркетолога. Подходишь и тихонечко говоришь: «Извините, а кто ваша целевая аудитория?». Всё. Можно убирать хладный труп за собой.

С аналитиками всех сортов нужно дружить, но они не умеют передавать информацию.

Как работает аналитик? Он уходит в мир, что-то исследует, читает, работает с людьми, проводит эксперименты. Проще говоря, обрастает горой данных. Потом он приходит обратно в команду и говорит «вот». С поправкой на то, что люди не очень-то умеют читать. Особенно дизайнеры. Нужно устраивать из представления данных шоу, но в силу интровертных качеств они не стремятся научиться и получают сильный ожог в духе «моя работа никому не нужна».

Нужна, только научитесь ее передавать другим. Картинками, голосом, танцами – как угодно. Ребята реально много знают, но вытащить из них эти знания – тяжелый труд.

Две основных мысли, которые, мне кажется, важно знать в первой четверти 21 века. Во-первых, в дизайне никто не главный. Работа найдется всем. Внутри команды, вне команды. Чем больше разнообразных людей, тем круче результат.

Во-вторых, конфликт, который у вас возникает по ходу создания дизайна – это индикатор совместной задачи. Это не клич, это то, что вполне можно решить, приложив усилия всех сторон.

Михаил Фролов, менеджер социальной сети «Одноклассники» и главный по стикерам в мессенджере «Там-Там»

Михаил Фролов
Михаил Фролов

Целевая аудитория «Одноклассников» — не мама вашего друга и ее подруги. Наш целевой разброс – люди 25-35 лет. Эти люди покупают телефоны, чтобы по ним разговаривать, им часто не хватает хорошей Интернет-связи, и полное сумасшествие для них – тратить сто тысяч на новый IPhone, а не сидеть в «Одноклассниках».

Я отвечаю за стикеры в мессенджере «Там-Там». Что такое стикер? В привычном представлении – это картинка, которая иногда дополнена текстом и доставляет нам удовольствие. Что делают люди в мессенджере на букву «Т», но не нашем? Видят клевый набор и добавляют в свою библиотеку. А потом сидят и ждут момента, когда можно отправить полюбившийся стикер.

Статистика говорит, что люди очень по-разному используют стикеры. Девушки добавляют к себе как можно больше наборов, мальчики — наоборот. Ситуация как с одеждой. Девочки платье купили, а идти некуда. У мальчиков жизнь проще. Есть два костюма: на выпускной и свадьбу.

Поэтому мы решили отказаться от наборов стикеров в своем мессенджере. 21 век, урбанизация, лучше предложить пользователям шкаф в облаке. Стикеры за вас уже сложены. Надо выразить эмоцию — вы пишите «удивлен», запускается поиск, вам показываются подходящие стикеры. Любите смайлики — вводите смайлики. Хотите из фильма — вводите название фильма.

Вместо наборов — постоянно обновляемая витрина, где наверху мы высыпаем новое, в топ – самое популярное, что люди чаще всего посылали за последние сутки. По праздникам мы добавляем в витрину новые тематические стикеры.

Но всем, конечно, не угодишь. У программистов, например, особенные стикеры. «Это все фигня, переделывай» — детские цветочки. Мне один программист показывает набор, который он сделал для своих. Там офис, работают люди, вдруг врывается дама, что-то там колотит бумагой, потом садится и гадит в углу. Берет фекалии и начинает бросаться вокруг. Я спрашиваю: «Это что? Это о чем вообще?». Он отвечает: «Это мы программируем, а вы со своими идеями вокруг».

В нашем топе только один стикер не про цветы, обнимания, губы. Мы их всех называем «губищи». Все друг друга целуют, обнимают. И знаете, что показывает статистика? Визуальная составляющая, от которой так прутся дизайнеры, не играет никакой роли. Люди не разделяют этой усидчивости «давай иконку вылижем и логотип четыре года менять». Если девочка пишет девочке — цветы, обнимания, губы. Если мальчик пишет мальчику — к набору добавляется пиво, водка, нецензурные жесты. Все.

Но мы же не ради этого систему делали! Где интересные стикеры с МакКонахи? Где «Теория большого взрыва»? И мы решили попробовать перевоспитать людей. Мы сделали так, как делает наше государство: не можешь сделать хорошо – запрети что-нибудь. Мы убрали топ, сделали топ имени меня. Я изучал эмоции, какие мы чаще всего пересылаем. Немножко губ, но приличных, Мэрилин Монро какой-нибудь. Немного цветов, но клевых. Если сердце, то отлично нарисованное. И запустили эксперимент. На половину аудитории оставили старый топ, на половину — запустили новый топ.

В итоге, нас ждало фиаско. Мы уронили частоту использования стикеров на 30% во всем мессенджере. Мы думали, спокуха, первый день, похмелье, перетерпят, научатся потихоньку. Но ситуация становилась только хуже. И за три недели так никто ничему и не научился. А потом начали блокировать Telegram, и реакция общественности ударила по команде еще больнее. Даже программисты ходили и ругались.

Вывод: не бойтесь менять привычки людей. Во-первых, это очень тяжело. Во-вторых, в какой-то момент вы поймете, что такое настоящий дизайн. Не про украшательство, не про визуальщину, а про то, чтобы сделать какую-то вещь чуть доступней.

Избегайте дебилизации себя. Отгоняйте от себя мысли, что градиент и правильно расположенная кнопка спасет мир. И если ваши друзья одобряют ваш дизайн лайками, это не значит, что штука заработает.

Пользуйтесь тем, что может дать статистика. Это те цифры, с которыми вы можете прийти и сказать, почему вы приняли именно это решение, а не другое. Потому что, когда вы принесете две картинки человеку, довольно тяжело попытаться его убедить, что одна лучше другой. Но, слава богу, в нашей стране все еще верят, что 5 – это больше, чем 3.

Андрей Балканский, руководитель юзабилити-лаборатории Университета ИТМО

Андрей Балканский
Андрей Балканский

Я утверждаю, что дизайнер – это человек, который умеет добывать и обрабатывать данные.

Вот, например, юзабилити тестирование – проверка гипотезы, сформулированной четко и на основании исследования от заказчика. Однажды мы тестировали сервис для онлайн-торговли на Forex. Целевая аудитория была определена заказчиком совершенно точно: молодые люди, которых только-только начинают интересовать онлайн-торговли. Наши исследования были положены в основу пользовательских сценариев. Они могут быть написаны в абсолютно любой форме. Именно эти сценарии – те гипотезы, которые мы проверяем в usability тестах. Это как раз та точка, на которой дизайн становится наукой.

Есть наблюдение, в результате которого формируется гипотеза, и она проверяется экспериментом. Сам эксперимент – это дизайн. Различные фундаментальные психологические теории, методологии качественных и количественных исследований помогают дизайнеру узнать целевую аудиторию, составить сценарий тестирования, обработать результаты с помощью статистической обработки. И, конечно же, здесь приходится ходить на лекции на социологический факультет, читать книжки по психологии и качественной методологии.

Каждый раз перед тестированием и после мы проводим короткое интервью, пытаемся уточнить мотивации, задачи, цели человека. Чтобы проводить такие интервью, нужно снова быть знакомым с методологиями. Опять наука, опять книжка.

Если вам кажется, что какой-то продукт или сервис удобен вам, это значит, что его создатели очень хорошо исследовали вас. И, возможно, знают вас даже лучше, чем вы.

Виктор Удинцов, ведущий дизайнер DataArt

Виктор Удинцов
Виктор Удинцов

Вы когда-нибудь задумывались о том, как люди с ограниченными способностями используют современные технологии в своей повседневной жизни? Как можно научить ребенка, который рожден глухим, общаться с внешним миром?

Существует несколько методологий, позволяющих так сделать. Одна из них — азбука Лорм. Вы используете свою ладонь как клавиатуру. На ладони расположены точки, которые отвечают за буквы. Соединяя эти точки и делая небольшие поступательные движения, вы можете сообщить другому о своих желаниях. У методологии один минус: человек рядом также должен знать азбуку.

Но ребята из Берлина из компании Design Research Lab разработали аналог этой методологии и решили ее оцифровать. Эта перчатка, которая также имеет сенсорные точки, но она сама может отправлять сообщения на ноутбук или телефон. В недалеком будущем люди с ампутированными конечностями смогут управлять роботизированными протезами силой мысли.

Мы начали думать о том, как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями. Используя наработки от нескольких идей, мы придумали сервис для связи с врачом-терапевтом удаленно. Проведя несколько исследований, я узнал, что терапевт тратит в день от 10 до 40 % времени в день на заполнение отчетов. Сначала вручную, а потом еще и сканируется. Мы хотим сэкономить это время на помощь другим.

В нашем сервисе человек звонит врачу, в момент поднятия трубки запускается идентификация пользователя в базе данных, определяются его данные, история болезни. С помощью технологии распознавания речи сервис записывает диалог и идентифицирует ключи – слова и словосочетания с совпадениями в базе данных. Эти ключи врач может использовать для постановки верного диагноза. Параллельно с разговором идет составление опросника для врача. В результате мы получаем цифровой отчет, который автоматически идет в базу данных.

Пока мы не распространяем проект широко, только предлагаем его некоторым нашим клиентам. Насколько я слышал, на одном из ивентов в Силиконовой долине похожий стартап выиграл много денег.

Кроме того, в Design slam принял участие ведущий дизайнер почты Mail.Ru и рассказал, как создавался интерфейс их нового сервиса.

Все выступления можно посмотреть здесь.