С помощью методов спутниковых измерений специалисты НИ Центра экологической безопасности РАН исследовали уровень угроз для Санкт-Петербурга в случае повышения температуры на полтора градуса. Удалось выяснить, что это приведет к существенным потерям: ухудшению дорожного покрытия асфальта, увеличению эмиссии поллютантов (выбросу загрязняющих веществ), повышению уровня вредных насекомых в городе, массовым выключениям энергии (к этому приведет массовое использование систем климат-контроля), росту заболеваемости и даже смертности населения. 

Для оценки рисков для города исследователи использовали официальный прогноз погоды и разработанный алгоритм. Чтобы рассчитать реакции городской среды на потепление, необходимо знать свойства поверхности городской среды. Исследователи использовали спутниковые данные за период порядка 30 лет для Санкт-Петербурга и Киева, чтобы сравнивать результат. В результате исследователи обнаружили тенденции повышения температур поверхности городской среды в Санкт-Петербурге (не путать с температурой воздуха) на три градуса к 2025 году по сравнению с сегодняшними показателями. Пригороды исследовали отдельно и выявили, что в этих районах температура поверхности, наоборот, понижается. Это объясняется большим уровнем растительности, благодаря которой происходит повышение циркуляции воздуха, приводящее к более сильному испарению.

По результатам исследования, к 2024 году в среднем поверхность Санкт-Петербурга в наиболее жаркие месяцы (конец июля-начало августа) в теплое время суток может достигать 28 градусов (для сравнения, в 2017 году эта цифра составляла 25 градусов). В течение наиболее жаркого дня 2024 года температура может достигнуть 37 градусов, а в некоторых местах температура поверхности может достигать 50 градусов. Чтобы понять, насколько это опасно, достаточно узнать температуру плавления битумного асфальта – в зависимости от марки она варьируется от 33 до 51 градуса. Другими словами, если возникнут условия нагрева поверхности города до 50 градусов, автомобили не смогут передвигаться по городу. 

Источник: mosday.ru
Источник: mosday.ru

В 2014 году средняя температура поверхности города была 25.1 градус, в 2024 году средняя температура достигнет 28 градусов, а процент перегрева поверхности будет составлять 38 градусов приблизительно, поэтому меры следует предпринимать уже сейчас, утверждает эксперт.

Также исследователи разработали метод расчета рисков на основе анализа многолетних температурных рядов. В основе наблюдения – большое количество космических снимков и наблюдений на метеостанциях. Исследователи построили карту риска вероятности перегрева городской среды и границы муниципальных объединений, что позволило ранжировать эти объединения по риску и на основе этих данных принимать управленческие решения. Выяснилось, что наибольшему риску подвержен первый промышленный пояс, в котором крыши мгновенно нагреваются до высоких температур, большое количество пыли, которая также нагревается, и дополнительный расход антропогенной энергии.

Также исследователи оценили риск смертности в городе. Так как не удалось получить данные по смертности в городе Санкт-Петербурге, воспользовались данными, опубликованными для Хельсинки, – того же географического района, но меньшего по площади и уровню загрязнения, поэтому полученные данные стоит расценивать как нижнюю оценку данных.

Смертность

В 2017 году дополнительная смертность за летний период в Санкт-Петербурге оценивается в 223 человека (в 2010 году в Москве (один из наиболее жарких годов для столицы) дополнительная смертность составляла 4500 человек). Сегодня существуют довольно грубые оценки по стоимости одной преждевременной смерти. Так, для Екатеринбурга эта цифра составляет два миллиона триста тысяч рублей. Используя эту сумму, исследователи посчитали, что экологические потери за летний период 2017 года в Санкт-Петербурге составили 500 миллионов рублей.

Жара в Санкт-Петербурге
Жара в Санкт-Петербурге

Наибольший риск смертности сконцентрирован в первом промышленном поясе, второй по степени риска – второй промышленный пояс (современные районы), далее второй промышленный пояс (то есть современные районы складских помещений и металлических коробов), следующие по уровню риска – новые районы, построенные только что, затем спальные районы, построенных в 90-е годы ХХ века (например, юг Купчино). Наименьший риск обнаружен в пределах пятиэтажек-хрущевок. Это актуально и для Германии, где в ГДР строились такие же хрущевки, которые сегодня представляют собой очень благоприятную экологическую урбанизированную систему. В этих местах риск перегрева меньше, соответственно, и риск смертности снижен.

Не так давно в Москве приняли программу реновации хрущевок. Сегодня актуальна дилемма: провести реновацию таких строений (в результате сметается благоприятная экосистема и возводятся высотные здания, которые будут перегреваться следующие 50 лет) или капитальный ремонт таких домов (бережно производится капитальный ремонт в этих домах, а значит, улучшаются их свойства). При принятии управленческого решения необходимо учитывать повышенный риск смертности и затраты на то, как в последующие 50 лет экосистема будет восстанавливаться. Сегодня в Германии решено идти путем капитального ремонта домов, в России – путем реновации.

Российско-немецкий круглый стол, посвященный проблемам глобального потепления
Российско-немецкий круглый стол, посвященный проблемам глобального потепления

Как управлять рисками

Несмотря на то, что выбросы радиоактивных газов стараются снижать, температура неизбежно повышается, и необходимо понимать, как можно снизить риск. Исследователи измерили свойства крыш двух типов – железной крыши и крыши современных спальных районов. Оказалось, что если повышать альбедо поверхности (характеристика диффузной отражательной способности поверхности) до необходимых значений, а для железных крыш повышать еще коэффициент излучения с помощью специальных красок, то температуру нагревания в наиболее жаркое время можно снизить на 30 градусов. Если температура поверхности будет более низкая, то и температура воздуха не будет прогреваться до высокого уровня. Именно поэтому в течение следующих 10 лет необходимо в плановом порядке красить крыши специальными осветленным красками с высоким коэффициентом излучения. Также в местах, где есть высокий риск перегрева поверхности дорожного покрытия, нужно в первую очередь менять асфальт на сорта, которые имеют высокую температуру плавления.

Среди приглашенных экспертов круглого стола также выступили представитель МГЭИК в Германии, немецкие эксперты в области возобновляемой энергетики, представитель Института Арктики и Антарктики и другие эксперты в области окружающей среды и изменения климата.