Стипендиальный конкурс «Альфа-Шанс» — благотворительная программа Альфа-Банка. Она работает на базе 17 ведущих российских вузов и дает студентам ежемесячную стипендию в размере 10 000 руб на два учебных года. Единственное условие для дальнейшего получения стипендии — оценки «отлично» и «хорошо» , а также отсутствие академической задолженности.
Согласно требованиям, к участию допускались студенты первого курса бюджетного отделения бакалавриата, окончившие среднюю школу в субъекте Российской Федерации (кроме Москвы) и относящиеся к одной из следующих категорий:
- победители/призеры заключительного этапа всероссийских олимпиад школьников;
- обладатели 100-балльных результатов ЕГЭ;
- обладатели рекордов и достижений в области спорта, культуры, литературы, активные участники социально-благотворительных и волонтерских проектов.
Конкурс проходил в три этапа, рассказывает менеджер Управления по развитию студенческих инициатив Варвара Никифорова.
«Во-первых, сбор заявок и экспертиза полученных анкет конкурсной комиссией. Во-вторых, эссе на тему «Образование будущего: какие инновации необходимы Университету ИТМО?». Работы кандидатов оценивала конкурсная комиссия из троих экспертов. Для соблюдения анонимности и непредвзятости все работы были закодированы и обезличены. Критериями оценки были креативный подход, соответствие содержания эссе заявленной теме, логика изложения и соблюдение норм языка. По итогам второго этапа было отобрано 15 стипендиатов с наивысшими баллами для прохождения в следующий этап конкурса — личное собеседование с претендентами», — говорит она.
По его результатам были отобраны три победителя: Иван Тимахович, Екатерина Субботина и Тимофей Тимофеев.
ITMO.NEWS побеседовал со студентами и выяснил, что помогло им одержать победу и какие инновации для вуза они предложили.
Иван Тимахович, факультет технологического менеджмента и инноваций
Изначально я думал, что не прохожу по критериям для участников конкурса: олимпиады я не выигрывал, и сотни баллов за ЕГЭ у меня нет. Но потом на сайте Альфа-Банка я увидел, что в конкурсе могут принять участие отметившиеся в общественной деятельности, а я ей масштабно занимался в школе. Мой самый крупный проект — руководство школьной телегруппой в третьей школе Бийска. По факту, мы были лучшей телегруппой в Алтайском крае и посещали общероссийские сборы.
Самым сложным этапом в конкурсе было написать эссе. Как сделать самый инновационный вуз еще более инновационным? Пришлось изучить много материалов: какие бывают инновации, как их применять, какие из них перспективные для университета. На их описание у меня ушло два дня, а потом пришлось еще сокращать текст до 600 слов.
Я предложил добавить к онлайн-обучению в университете специального бота, который будет сопровождать пользователя и составлять учебный план. Одна из проблем наших образовательных курсов — недостаток мотивации. В отличие от занятий в здании университета, у тебя нет никаких общественных рамок. И так известно, что многие студенты почти не учатся в перерывах между сессиями. Вот бот и будет мотивировать человека напоминаниями и всячески помогать — предлагать интересные материалы на основе анализа интересов. Например, запускаешь бота, а он тебе сразу дает ссылки на интересные подкасты и каналы на youtube по учебной теме.
Собеседование прошло гладко. В числе интересов я написал «интервью», и потому один из членов комиссии попросил меня задать ему интересный вопрос. Вот я и спросил: «Что делает вас счастливым?». По-моему, комиссия оценила.
Самого меня делает счастливым, конечно, учеба в Петербурге и победа в конкурсе на стипендию. Часть денег я хочу отложить на черный день, другую часть буду ежемесячно пересылать в благотворительные фонды, а с остальным еще не определился. Может быть, потрачу на курсы английского, а, может, попутешествую по ближайшим странам, куда недорого добраться. Хочу развить понимание других культур и подтянуть тот же английский на практике.
Екатерина Субботина, факультет технологического менеджмента и инноваций
Еще во времена школы я часто подавала заявки и получала несколько стипендий. Для меня это приятное поощрение того, что ты учишься, вкладываешь время и усилия в образовательный процесс.
Эссе я написала очень быстро, потому что сама учусь на направлении, связанном с инновациями. Изменения для университета я поделила на несколько групп. Во-первых: изменения, непосредственно касающиеся процесса образования. Я бы сделала курс философии необязательным и ввела вместо него предмет «knowledge-sharing» без привязки к конкретному факультету. Студенты делались бы информацией, которую сами считают полезной друг для друга.
Вторая группа инноваций — изменения в приложении Университета ИТМО для смартфонов, которые упростили бы жизнь студентам.
Мое самое инновационное предложение — программируемый квадрокоптер со специальным контейнером для документов. С подобным устройством студентам и преподавателям не пришлось бы подписывать бумаги в одном корпусе и везти листочки через весь город в другое здание вуза.
Собеседование прошло легко и на одном дыхании. Неожиданно пригодились все лайфхаки, которые я читала в интернете: будьте самой собой, не притворяйтесь, ведите себя естественно. Меня даже попросили назвать отрицательное качество, которое на самом деле должно быть положительным. Недолго думая, я сказала, что не умею обманывать. А это правда.
Самый сложный вопрос касался того, кем я вижу себя после окончания магистратуры. Дело в том, что я хочу запустить несколько стартапов, 10 или 20 и так, чтобы существенная часть из них продолжали работу и без моего участия. На это мне сказали, что это нереалистичный план. Что ж, посмотрим. Я не разработчик, моя работа как инноватора — курировать проекты, расписывать по срокам графики и держать людей вместе.
Возможно, часть стипендии я потрачу на профессиональное развитие и эти 20 стартапов, но в данный момент я хочу накопить на собственную квартиру.
Тимофей Тимофеев, факультет информационных технологий и программирования
Заявку на участие в конкурсе я подавал как стобалльник ЕГЭ по информатике. Проблем с составлением портфолио у меня тоже не возникло. Перечислил все, что вспомнил — всероссийские олимпиады, окончание художественной школы, участие в сборной Университета ИТМО по академической гребле. Написал, наверно, даже не половину всех достижений, только самые основные.
Собеседование тоже прошло хорошо. Даже удивился, ведь опыта с ними у меня не так много. Мне наоборот понравилась интерактивность этого этапа. Думаю, мне помогла сильная поддержка близких.
Единственное, с чем пришлось повозиться, — это эссе. Гуманитарный уклон для меня непривычен. В качестве инновации для университета у меня возникла идея запустить общую платформу с лекциями для всех ребят. Получившийся «ITMO.Lectures» будет сайтом, куда для каждого курса преподаватели будут загружать записи проведенных занятий, материалы, которые они использовали, а студенты смогут писать комментарии — задавать вопросы по лекции, обмениваться размышлениями по заданной теме. Я предложил идею лектория — платформы, на которой сами студенты выкладывают записанные лекции, выставляют оценки и составляют рейтинг учителей и уроков.
Деньги планирую вкладывать в образовательные цели: в планах поехать в англоговорящую страну на каникулы и попрактиковаться.