Для начала определим две дисциплины о мемах. Во-первых, меметика, которая изучает глубинное понимание мемов с точки зрения культуры, психологии и социологии. Ее родоначальником принято считать британского эволюционного биолога Ричарда Докинза. В книге 1976 года «Эгоистичный ген» ученый предположил, что вся культурная информация, которой обладают люди, состоит из базовых единиц — мемов. В генетике все состоит из генов, а в меметике — из мемов. Все они эволюционируют и размножаются согласно законам естественного отбора.
Определение мема по Докинзу — единица культурной информации. То есть им может стать любая идея, символ, манера речи и образ действия. В качестве мемов ученый приводил такие примеры, как устойчивые выражения, теория строения арочных мостов и рецепт похлебки.
Во время искусственного отбора мемы могут влиять на окружающую среду. Чтобы увеличить силу влияния, они собираются в мемплексы. Простой пример мемплекса — религия. Такие мемы, как евангелизм, превосходство, тайна, еда, секс, сплотились вместе, чтобы завладеть наибольшим количеством умов.
Мемология, придуманная пользователями Интернета, изучает историю появления и распространения мемов в сети. Интернет-мем это информация в той или иной форме, которая спонтанно приобрела популярность в Интернете. Им может быть что угодно: картинка, фраза, видео, музыка. Главное — популярность в онлайн-среде.
История первых мемов
Самым первым мемом в Интернете был смайлик : - ). Интересно, что использовать символ в качестве передачи эмоции первым предложил еще в 1969 году Владимир Набоков. Отвечая на один из вопросов, он сказал, что ему бы хотелось, чтобы был символ перевернутой навзничь скобки.
Затем в 80-ых годах профессор одного из американских университетов предложил передать символом эмоцию радости в одном из студенческих чатов. Студентам настолько понравилась идея, что в течение нескольких часов они общались только ими.
Зарождение российской мемологии пришлось на 2005-2007 годы. Одним из первых мемов принято считать «Превед, Медвед». Изначально это была картина «Сюрприз от медведя» зарубежного художника, на которой медведь вылезал из кустов и кричал «Surprise» лежащей на поляне парочке людей. Один пользователь рунета покреативил и написал в бабл вместо Surprise «Превед». И понеслось. В ЖЖ все начали постить картинку с медведем, предлагать свои варианты и раскидывать друзьям. Согласно определенной информации, партия, с которой началась «Единая Россия», раньше называлась «Медвед».
Следующий мем — «йа креведко». Принято считать, что он родился из так называемого языка подонков (стиль написания русского языка, популярный в Интернете в начале нулевых, отличающийся фонетически верным, но орфографически неверным написанием слов), но это не так. В 2006 на bash.org.ru (сборник цитат) появилась фотография, сделанного в одном из московских университетов. На парте была выцарапана креветка со словами «йа креведко». И подпись под публикацией: «Пара матана может быть бесконечно скучной, но тебе все равно, если ты креветка». Мем поставил рекорд, став популярным всего за 11, 5 часов.
Дальше — свидетель из Фрязино. Лето 2006 года, парень поехал на свадьбу в подмосковное Фрязино к своей сестре и увидел свидетеля, который выбивался из толпы. Абсолютно на всех фотографиях он стоял в одной и той же позе. Этого свидетеля начали вырезать и фотошопить везде. Свидетель из Фрязино стал свидетелем взятия Рейхстага, постройки египетских пирамид и других событий.
Как возникают и распространяются мемы
Информация образует идеи, которые, в свою очередь, формируют поведение, которое оставляет артефакты. Артефакты и есть мемы. Вот, к примеру, прошлогодний мем про «руки-базуки». Паренек вколол в руки синтол. В Интернет поступила информация, что парень накачал руки синтолом. Гипотетический человек почитал про него в интернете, воспринял информацию негативно, и идея сформировала негативное поведение: пользователи сети начали писать оскорбления, среди которых оказались и «руки-базуки». Сам термин стал артефактом, вошедшим в широкое пользование. Даже тот парень начал называть себя «руки-базуки».
Мем вылетает из онлайна, попадает в вас, оставляет культурный осадок, и вы изменяете его в собственных целях.
Не существует рецепта создания популярного мема, в противном случае мы бы их так не ценили. Тем не менее, существуют определенные критерии, по которым можно определить будущую популярность. Во-первых, авторитетность и значимость источника. Кто угодно может сказать классную фразу, но не факт, что она станет мемом. У авторитетных и известных людей больше шансов. Как пример: фраза «денег нет, но вы держитесь» от премьер-министра.
Второй критерий: когда форс-группа людей начинает абсолютно везде скидывать определенный мем. Есть, например, паблик «Постим фигню» (на самом деле не фигню — прим. редакции). Его админ подумал взять за мем каминг-аут от льва Алекса из мультфильма «Мадагаскар». Несмотря на абсурдность, его подписчики начали форсить картинку в других сообществах, и сейчас про нее слышали все.
Еще один критерий популярности — актуальность в конкретный момент времени. Команда Лентача сделала мем «Красивые истории с грустным концом» после проигрыша сборной России команде Хорватии на полуфинале Чемпионата мира. Картинка набрала 18 тысяч лайков и около двух тысяч репостов, потому что была ценна и актуальна непосредственно в тот момент времени.
Кроме того, не стоит забывать про спонтанность появления и стихийность воспроизведения. Этими качествами часто обладают мемы социальной сети «Одноклассники» и паблика для дизайнеров «Десигн».
Будущее мемов
Раньше были популярны мемы с иронией, сейчас — с постиронией. Они, кстати, не обязаны обладать высоким качеством. Однажды я провел эксперимент: выбрал 10 популярных картинок из постироничных пабликов и сделал 10 мемов сам, случайно совмещая картинки с подписями. В итоге, людям было очень сложно отличить уже набравшие популярность мемы от моих.
Возможно, дальше нас ждет метаирония. Чтобы уловить разницу, я приведу примеры. Ирония — это говорить «вот я дурак», не будучи дураком. Постирония — говорить «вот я дурак», будучи на самом деле дураком. А метаирония — говорить «Я иронизирую над тем, что я дурак». В общем, еще один слой юмора в высказывании.
Многие мемологи пророчат российскому Интернету эпоху метаиронии. Я, впрочем, с ними не согласен, уж слишком сложный юмор. Вообще, сейчас ни меметика, ни мемология не являются настоящими науками. Их считают лженауками, но тем не менее многие люди в них работают и проводят настоящие исследования. Может, в будущем к ним будут относиться серьезнее.
Полностью лекцию можно посмотреть ниже.