В Университете ИТМО развивается отдельный тип магистерских программ — предпринимательская магистратура. Программа «Инновационное предпринимательство» как раз заточена на то, чтобы давать студентам предпринимательские навыки. Почему эта программа актуальна сегодня?
Сейчас мы наблюдаем достаточно непростой период в экономике: падают доходы, возможен кризис мировой экономики, поскольку мы наблюдали длительный цикл роста. Именно в такой ситуации оптимально получать новые знания. И я как раз рекомендую в периоды спада идти учиться. Учиться прежде всего тому, что будет востребовано в будущем.
Мы видим, что многие отрасли проходят цифровую трансформацию и автоматизацию, многие профессии уходят в прошлое, меняются способы управления людьми и компаниями. В этих условиях начинает особенно цениться самостоятельность и предприимчивость, предпринимательские компетенции. Они становятся востребованными как в корпорациях, так и, безусловно, способствуют тому, чтобы люди чувствовали в себе уверенность начинать бизнес.
Собственный бизнес в любом случае нужно делать в период роста. И сейчас — как раз тот момент, когда можно получить системное образование в этой сфере и поймать следующую волну.
А зачем в принципе будущим или уже действующим предпринимателям магистратура и глубокое, системное образование? Что принципиально отличает магистерскую программу от краткосрочных курсов?
Когда мы существенно пересматривали профиль программы, для меня было важным, чтобы мы отделили программу «Инновационное предпринимательство» от других типов программ.
Безусловно, есть программы MBA, где готовят управленцев крупных корпораций. Как правило, это дженералисты, которые могут работать в любой индустрии, у них есть набор определенных схем, которые обычно работают в плане управления людьми, взаимодействия с государственными органами и так далее.
Второй тип — это короткие акселерированные программы, в которых люди очень быстро учатся «прокачивать» конкретные навыки, например, маркетинг. На таких программах можно за два месяца научиться, например, управлять рекламной кампанией, разрабатывать маркетинговую стратегию,настраивать каналы продаж. Это, безусловно, полезные навыки, но они не имеют отношения к сложным процессам.
Бизнес постоянно усложняется, и если вы хотите построить компанию, которая будет существовать длительное время или даже сможет изменить отрасль, а не просто условный «Uber для химчисток», то вам потребуются очень глубокие знания. Университет ИТМО и факультет технологического менеджмента и инноваций (#itmotech) в рамках программы «Инновационное предпринимательство» выстраивает системную работу. Мы даем углубленные навыки и компетенции.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, какие именно компетенции получат студенты программы?
Прежде всего надо понимать, что предприниматель и управленец всегда работает с ограниченными ресурсами, у него никогда не бывает идеальных условий. Можно бесконечно говорить: «У меня плохая команда или бизнес-модель, нам не хватает денег на маркетинг и так далее». Все это абсолютно нерелевантно для предпринимателя. Он работает с теми ресурсами, что есть, и превращает их в кратно большую стоимость. Умение создавать стоимость — это наиболее ценный навык, который на самом деле можно разложить, разобрать по элементам, понять технологии создания стоимости и в рамках университета в течение двух лет успеть эти технологии применить в собственном проекте. Тогда, выходя из университета, выпускники будут понимать, как это делается.
Во-вторых, сегодня важно не просто уметь новым способом организовать работу людей, например, по методу Lean Startup и другим, все это тоже можно получить на краткосрочных программах. Но это, опять же, только небольшой, узкий аспект. Сегодня необходимо владеть базовыми технологиями.
Если вы хотите делать сложный проект, вам не обойтись без data science, без больших данных, автоматизации, часто вам потребуется понимание, как работают новые материалы, как устроена область биотехнологий. Все эти технологии используются в основных секторах инновационной экономики. Например, биотехнологии применяются не только в секторе здравоохранения, но и в направлениях AgroTech, FoodTech, CleanTech, при переработке отходов, в транспортном сегменте и даже в ИКТ, где сегодня создаются различные биосенсоры. Так работают сквозные технологии, владение которыми необходимо в текущих условиях.
Поэтому в нашей программе мы предусмотрели получение double major — отдельного сертификата, который выпускники получат от другого мегафакультета Университета ИТМО, специализирующегося на этих фундаментальных технологиях. На выходе это позволит вам владеть информацией, как устроены, например, биотехнологии, микробиология и принципы биотехпроизводства. Это лишь один из примеров, как устроен один из модулей программы.
Помимо фундаментальной базы, как будет осуществляться практическая подготовка студентов?
Безусловно, важно не только понимать базовые основы фундаментальных технологий. Все студенты, которые обучаются на нашем факультете должны, как говорится, get hands dirty. Это значит, что они смогут непосредственно своими руками сделать во время обучения конкретные проекты. Для этого у нас есть так называемая «живая лаборатория», где собрана технологическая база для разных областей.
В Университете ИТМО работает Инжиниринговый центр по печатной электронике мирового уровня. Поэтому у нас студенты смогут сами вручную напечатать первую в своей жизни солнечную панель. Ведь если студент учится солнечной энергетике только по учебникам — это один вариант, а если он, с одной стороны, знает на фундаментальном уровне, каким образом работают новые материалы, а с другой — сам на практике опробовал эти технологии, он получает абсолютно другой уровень компетенций. В этой ситуации он совершенно иначе ведет себя на собеседовании в крупную компанию, он уже по-другому разговаривает с инвесторами на питч-сессии. Это совершенно другой уровень уверенности, и именно это мы хотим передать нашим студентам.
По вашему опыту, каких компетенций прежде всего не хватает современным предпринимателям и как вы решаете в рамках программы эту проблему?
Если возвращаться к разговору о компетенциях, один из важных аспектов, который проседает у многих предпринимателей — это отраслевое регулирование. Почему-то многие думают: «Я придумал классную бизнес-модель, и сейчас мы быстро это внедрим и получим первый миллион». Но когда они начинают более подробно входить в курс дела, понимают, что отрасль регулируется определенным образом и все, что они придумали, технически невозможно сделать либо это очень дорого.
Сегодня, если вы хотите делать собственный бизнес или тем более работать в корпорации, тема регулирования является одной из ключевых. Очень жестко регулируются вопросы кибербезопасности, работы с персональными данными, сертификация пищевых продуктов, сертификация тех или иных биотех-продуктов, работа с госзакупками в сфере альтернативной энергетики. Все эти процессы организованы очень сложно, поэтому быстро на какой-либо из краткосрочных программ узнать все эти аспекты не получится.
Необходимо прежде всего хорошо разбираться в конкретной отрасли. И для этого, в частности, мы создаем на базе программы индустриальную практику, чтобы студент еще в процессе обучения мог поработать, например, в «Биокаде», «Роснано», других крупнейших компаниях. Также мы помогаем понять, как устроены международные рынки в сфере отраслевого регулирования, ведь, как правило, каждый из них имеет свои особенности.
Я являюсь инвестором и часто разговариваю с предпринимателями. Еще один момент, который, судя по моему опыту, часто проседает — это защита интеллектуальной собственности. Между тем, интеллектуальная собственность — это второй главный элемент в любой инновации, помимо, собственно, технологии. Если вы не защитили вашу технологию, она не имеет ценности. Поэтому соответствующий комплекс дисциплин мы также даем.
Магистратура Университета ИТМО дает возможность студентам выбирать индивидуальную траекторию развития. В рамках программы «Инновационное предпринимательство» также создано несколько специализаций. Как именно студенты смогут выбрать то, что им действительно интересно и необходимо?
Когда мы формировали программы, сначала выстраивали карту всех компетенций, требующихся для успеха в инновационной экономике. Благодаря этому структура программ покрывает все необходимые навыки.
С точки зрения содержательного наполнения мы стараемся, чтобы человек получил и знания, и опыт, необходимые для построения карьеры в компании или создания собственного бизнеса. Компетенции и знания выстроены в матрицу, позволяющую студентам выбрать свою траекторию. Выбор широк и разнообразен: кто-то хочет стать управленцем или предпринимателем, другой — профессиональным юристом, третьи видят себя в маркетинге или хотят преуспеть в вопросах обеспечения качества на производстве.
Свобода выбора обеспечивается разбивкой на уровни в каждой программе. Следующим шагом студент определяет, какой из пяти технологических модулей он будет изучать. Это даст возможность подтвердить в перспективе, что вы обладаете знаниями и навыками в биотехнологиях, новых материалах, data science, робототехнике или сфере цифрового транспорта.
В целом же, при формировании программы для меня было важным, чтобы студенты, с одной стороны, получали гибкость и возможность выбора, а с другой — могли углубленно изучить то, что они выбрали. Программа включает восемь специализаций, которые студент может выбрать после первого семестра. При этом мы, безусловно, ориентируемся на осознанный выбор студентов или тот опыт, который они уже имеют в этой области. Наша задача, чтобы студент получил специализированный набор компетенций. Ведь, например, та же защита интеллектуальной собственности в ИКТ отличается от той системы, которая существует в биотехе или фудтехе.
Кто будет выступать преподавателями и планируете ли вы приглашать практиков из компаний?
Как я уже отметил, программы факультета технологического менеджмента и инноваций сочетают систематизированные знания в той части, где речь идет о фундаментальных принципах технологий, проблемах международного и локального регулирования, где требуются новейшие знания, которые появляются в области технологий. Именно для этого блока нужны ведущие профессора и преподаватели из академической среды.
Но если мы говорим о предпринимательстве, то практика здесь — превыше всего. Именно поэтому под каждую из специализаций в рамках программы «Инновационное предпринимательство» набираются так называемые мастера — это доценты или профессора-практики, которые работают в конкретных отраслях и уже создали успешный бизнес. Наши менторы без прикрас рассказывают о сложности создания своего бизнеса, и эта информация помогает студентам выбрать свой путь и реализоваться.
Также в течение года организуется большой пул лекций, на которых выступают лидеры мнений и отрасли. Например, одним из таких экспертов является основатель Национальных ассоциаций участников рынка робототехники и промышленного интернета, основатель и директор по развитию компании Semantic Hub Виталий Недельский (подробнее об опыте Виталия Недельского можно прочитать в интервью нашему порталу).
Помимо Виталия Недельского, менторами на программе будут выступать такие специалисты, как Дмитрий Алексеев, это очень известный специалист в сфере FoodTech и LifeSciences. Он разработал прорывной тест микробиоты, который был выпущен в Великобритании и Германии. Также с нами будет работать Александр Горный, директор по стратегии и анализу в Mail.Ru Group, автор известного блога «СтартапДня», и другие эксперты. В целом мы всегда готовы привлекать представителей энергетики, фотовольтаики, цифровой трансформации, креативной индустрии, специалистов в области инновационных технологий на транспорте и других областей. Мы открыты к общению.
По итогам обучения на программе студенты могут защитить не только диплом в традиционном понимании. Также у вас действует возможность защиты ВКР «Стартап как диплом». Расскажите, как именно студенты смогут реализовать эту опцию?
Действительно, мы предлагаем несколько форматов выпускной квалификационной работы. Первое — это традиционный академический формат, когда студент может взять какую-то проблему и исследовать ее. Но надо также понимать, что многие студенты уже приходят к нам со своими идеями и хотят реализовать их с нашей помощью. Мы нацелены на то, чтобы максимально поддерживать это желание. И, кроме того, если студенты уже занимаются проектом, нелогично, чтобы они параллельно делали и академическую работу, которая им не пригодится в дальнейшей карьере.
Поэтому мы даем право выбора и возможность реализовать проектную работу. Но это не просто бизнес-план, пусть даже детально проработанный и подробный. Основное, что учитывается при формате «стартап как диплом» — это качество проведенной коллективной работы, взаимодействие с внешними экспертами, менторами и лидерами отрасли. Почему именно эти факторы? Невозможно сделать «стартап как диплом» без команды, ни с кем не общаясь. Во-вторых, такой проект требует верификации большого количества элементов вместе с внешними экспертами, представителями конкретной отрасли. Мы, в свою очередь, готовы связать людей с этими экспертами. Кроме того, на факультете работают менторы, у которых тоже можно получить поддержку.
Это достаточно серьезные требования, при этом я понимаю, что проекты могут длиться больше, чем два года. Поэтому мы не требуем ни выручки, ни определенного количества продаж или привлечения финансирования. Нам важно внутри университета оценить качество проработки этого проекта. Ключевым показателем качества работы будет являться то, что проект полностью готов к привлечению финансирования.
Такие проекты можно начать реализовывать, обучаясь в университете, но также можно прийти к нам с уже существующей идеей и развить ее на базе вуза. Кроме того, этот проект может быть реализован нашим студентом совместно с внешними специалистами, которые не являются магистрантами университета. В этом плане мы предлагаем абсолютную гибкость.
Защита проектов проходит перед комиссией и напоминает питч-сессию. В числе экспертов присутствуют инвесторы, представители отрасли и представители факультета. Такая защита напоминает репетицию настоящего выступления перед инвесторами и помогает студентам понять, куда дальше двигаться по жизни.
В целом же, обучаясь в магистратуре, студенты уже могут проектировать и внедрять инновации. На нашем факультете работает трансфер офис, который занимается поддержкой в оформлении интеллектуальной собственности, формировании МИПов (малых инновационных предприятий – прим.), выдаче лицензий вновь созданным компаниям. На сегодняшний день создано более сорока МИПов, и уже можно отметить успехи. Так, например, МИП «Квантовые коммуникации» Университета ИТМО получил инвестиции в размере 100 миллионов рублей.
Вы упоминали о возможности пройти практику в крупных компаниях. С какими индустриальными партнерами вы работаете в рамках магистерских программ?
Мы стараемся максимально разнообразить партнеров, предоставляя студенту право выбора. Поэтому среди партнеров есть и крупные корпорации, и компании среднего, малого бизнеса, и консультанты, и государственные корпорации. Можно упомянуть такие компании, как «Газпром нефть», «Яндекс», «Пивоваренная компания «Балтика», «ВКонтакте» и многие другие. Важно, чтобы студент имел широкий выбор не только конкретных партнеров, но и разных типов партнеров и вариантов дальнейшей карьерной траектории.
Где могут развивать свои компетенции выпускники программы? На каких позициях они будут востребованы?
Для выпускников нашего факультета и непосредственно этой программы мы готовим четыре роли.
Во-первых, роль предпринимателя. Таких специалистов в стране не хватает. Если мы говорим об экосистеме технологического развития страны, необходимы люди, которые могут довести технологию, которая находится на уровне университетской разработки, до большого, серьезного проекта, успешного бизнеса. И мы их к этому готовим.
Вторая роль — это управленцы для крупных корпораций, которые, как правило, отвечают за вопросы инноваций. Такие позиции постоянно создаются в крупных компаниях, они хорошо оплачиваются. Это амбициозные позиции для серьезных профессионалов, которые владеют всем пулом компетенций, о которых я уже упомянул — это и технологии, и регулирование, и другие навыки.
Третья роль — это профессионалы, которые специализируются на конкретной сфере. Например, профессионалы в области управления государственной экономикой, специалисты по интеллектуальной собственности, маркетингу, управлению качества на производстве и так далее. Это тоже высокооплачиваемые и очень востребованные сегодня позиции. И при этом важно, что такие специалисты обладают и знанием отрасли, в которой они работают. Например, я как инвестор точно могу сказать, что очень ценю, если у патентного поверенного, с которым я работаю, есть химическое или биологическое образование. Важно, что он понимает, что мы хотим защитить. Это совсем другой уровень профессионализма, который мы прививаем в нашей магистратуре.
Четвертая роль — специалисты, которые будут заниматься венчурными инвестициями. Также это специалисты, которые принимают инвестиционные решения внутри корпораций.
Повторюсь, все эти роли амбициозны и высокооплачиваемы. И все они будут востребованы в течение ближайших десятилетий.
Какие возможности существуют для поступления в магистратуру ФТМИ?
Для нас очень важно работать с людьми разного возраста. Помимо молодых специалистов, только что окончивших бакалавриат, на ФТМИ стремятся и уже состоявшиеся в определенной отрасли профессионалы.
Как правило это люди, уже сдавшие свои экзамены в жизни и добившиеся немалых успехов. Такие люди зачастую хотят изменить или принципиально трансформировать свою карьерную траекторию. Для них предусмотрена прекрасная возможность поступления по конкурсу портфолио, который продлится до 9 июня. В этот срок необходимо успеть подать заявление, подготовить свое портфолио и пройти собеседование с комиссией факультета. Эта возможность сравнима с прохождением собеседования в современную технологическую компанию: вы описываете в портфолио свой профессиональный и научный опыт, с вами знакомятся будущие преподаватели и менторы и принимают решение о зачислении.
Именно такой вариант мы рекомендуем тем, кто уже забыл, как сдавать экзамены. Но это хороший вариант и для тех, кто только окончил бакалавриат. Уже к 20 июня все кандидаты будут точно знать статус своего поступления, и перед двумя напряженными годами учебы у них будет два месяца, чтобы набраться сил и подумать над своими бизнес-идеями.
Второй вариант — классический экзамен, при котором вы готовитесь по профильному предмету и в день экзамена отвечаете комиссии на вопросы из билета. Экзамены можно сдать и в дистанционном формате.