Вы приехали из Владивостока. Как получилось так, что учиться решили в Петербурге и поступать именно в Университет ИТМО на специальность, связанную с компьютерными технологиями и управлением?
Я родился в Санкт-Петербурге, но, так как мой отец военный и служил во Владивостоке, мы долгое время провели там. В любом случае мы планировали переезжать, и я всегда хотел учиться именно в этом городе.
Когда я поступал, интернет не был распространен так, как сейчас, информации о вузах тоже было не очень много. Грубо говоря, находясь во Владивостоке, было понятно, что есть СПбГУ, про остальные вузы было известно мало. Сослуживец отца порекомендовал человека, который разбирался в сфере образования, и он посоветовал ИТМО, кафедру КтиУ (компьютерные технологии и управления — прим. ред.).
Я не послушался и пошел на экономический факультет. Тогда я хотел быть «генеральным директором» — именно так и писал в своих планах на будущее. Но через несколько месяцев обучения понял, что мне не хватает углубленных технических предметов — в основном математики и программирования. В итоге после первого курса я без потери года перевелся на КТиУ.
Не пожалели, что изменили вектор?
Если честно, не успел. Во время учебы я в течение года работал в одной из софтверных компаний и понял, что это не мое. А когда выпустился, сразу пошел работать в KPMG — в финансовый аудит. Изначально я ничего в этом не понимал, но довольно быстро разобрался. Поэтому получается, что я все равно вернулся к тому направлению, которое изначально для себя наметил.
Кстати, сейчас знакомые часто спрашивают у меня, куда стоит отдать учиться детей. И я рекомендую именно технический вуз. Все-таки для меня работает принцип, что «физик может стать лириком, а лирик физиком — нет».
Что запомнилось больше всего со времен учебы в университете? И есть ли что-то, что пригождается и сейчас в работе?
До сих пор с друзьями вспоминаем разные байки. Но если говорить именно об учебе, могу сказать, что у нас был идеальный, на мой взгляд, преподаватель по математике — Иван Александрович Лапин. Когда он заходил в аудиторию, все вставали и хлопали.
Безусловно, было много требовательных преподавателей, и нам приходилось тратить много энергии, чтобы освоить сложные технические дисциплины. Конечно, были и предметы попроще, но запомнились именно те, в которых приходилось разбираться. И до сих пор, несмотря на то, что я не занимаюсь техническими дисциплинами, если мне покажут какую-то схему, я скорее всего смогу в ней разобраться. Например, это помогает, если кто-то пытается выставить за IT-услуги неадекватные цены.
Кроме того, чем в целом, на мой взгляд, отличается экономист от условного программиста? Программист любит модели: если вы занимаетесь объектно-ориентированным программированием, вы строите модели объектов и пытаетесь как-то уложить в них логику и картину мира. Экономисты так делать не любят. Но если вы, работая экономистом, используете модели, ваше обучение идет в разы быстрее и вы на порядок лучше понимаете, что происходит в компании. Этот навык моделирования объектов тоже очень пригодился мне в работе.
Сейчас вы руководите компанией, которая занимается производством и продажей масел и смазочно-охлаждающих жидкостей, а также сервисным обслуживанием промышленных предприятий. До этого работали аудитором в KPMG, затем — в Группе «Илим», где занимались финансовым контролем. Что на протяжении карьеры для вас было самым большим вызовом?
Вызовов было много. Но первый, с которым, думаю, многие знакомы, — это столкновение с реалиями бизнеса. Я работал в консалтинге, но потом, когда пошел в бизнес, понял, что надо снимать розовые очки, здесь так не работает. Первые полгода я был в прострации, хотел даже уйти из компании.
Причина вот в чем: несмотря на то, что я понимал модель бизнеса, знал, как это должно работать, и предлагал программу развития, на местах люди эту программу по какой-то неведомой мне причине не выполняли. Только потом я понял, что, помимо виртуальных моделей, бывают еще и человеческие взаимоотношения. Полгода я вникал в эту историю, а потом еще год учился, как работать в этой среде.
Второй вызов был, когда я уже ушел из корпорации и решил заняться собственным делом. Какое-то время после этого испытываешь эйфорию, но потом понимаешь, что одному из основных навыков в предпринимательстве – самостоятельно ставить перед собой цели – ни в университете, ни в корпорации не учат. С этой задачей я, наверное, справлялся года два.
Вы отметили, что вам как управленцу необходимо было вникать во все тонкости человеческих взаимоотношений и в том числе осваивать навыки, которые сейчас называют soft skills — узнавать, как правильно налаживать коммуникацию, презентовать себя и т.д. Сегодня вы читали лекцию ребятам, большинство из которых — будущие программисты. Как вы думаете, нужны ли эти навыки им?
На мой взгляд, вопрос о необходимости развивать «soft skills» в деловой и программистской среде отпал уже несколько лет назад, по крайней мере, для меня это очевидно. Само собой получилось, что все программисты, которых я знаю, в ходе карьеры поняли, что эти навыки нужно развивать.
Но другой вопрос: как эту необходимость осознать раньше или как доходчиво передать этот опыт? Опыт вообще, к сожалению, передается очень тяжело. Его невозможно оцифровать и представить в каком-то понятном формате, его можно только пережить. Возможно, если такие ребята будут чаще разговаривать с более старшими коллегами, находящимися в позиции «+10 лет от университета», они уже сейчас скажут: «Да, это нужно». Даже несмотря на то, что пока придерживаются другого мнения.
Каким-то образом это решается в современном образовании благодаря определенным игровым техникам. Например, в ходе игры замкнутые ребята на какое-то время становятся управленцами, понимают, что им в этой позиции находиться сложно, и в конечном счете приходят к необходимости развивать и надпрофессиональные навыки.
Вы стали победителем первого конкурса «Лидеры России», основная задача которого заключается в «поиске наиболее перспективных и талантливых управленцев со всей страны». Почему решили участвовать?
У меня есть приятель, который у себя в Facebook отметил это мероприятие. Тогда я возвращался из отпуска и не успевал зарегистрироваться. Но по какой-то случайности регистрацию продлили на два дня. Получилось так, что я приехал и успел подать заявку за последние два часа — все удачно сошлось. Сначала не придавал конкурсу большого значения, но потом, когда стали приходить результаты тестов, появился азарт. А тесты там очень интересные, тебя действительно оценивают по многим параметрам.
После трех раундов онлайн-тестирования проходил полуфинал, а потом финал. Кстати, полуфинал был в Петербурге, он был намечен на субботу, а в пятницу вечером мне нужно было улетать на другой конец света. Пришлось менять билеты, так как в тот момент уже было понятно, что конкурс действительно серьезный, там представлен реально качественный контент и, конечно, хотелось дойти до конца.
Какой из этапов был самый сложный?
Нужно понимать, что это в определенной степени спорт. Как и в спорте высших достижений, где борьба идет за олимпийские медали, сложность и напряжение в конкурсе нарастало ближе к финалу. Во время этого этапа нас разбили на команды, мы решали разные задачи, после чего наши результаты оценивали эксперты. Самым сложным был именно финал: было понятно, что есть триста человек, а победителями станут только сто.
Вашим наставником стал Герман Греф. Как строилась работа с ним? И какой опыт вы получили по итогам этого общения, конкурса в целом?
По сути, у нас было две встречи, но думаю, что того вектора развития, который он задал, мне хватит на ближайшие три-пять лет. Иными словами, с точки зрения саморазвития я теперь прекрасно понимаю, что мне нужно сделать за этот период времени. И это был его основной вклад в качестве наставника.
Многие, конечно, спрашивали меня об итогах конкурса, интересовались, предложили ли мне хорошую работу. Ответ простой: работу предложили, но для меня это было не тем форматом, в котором я видел себя на тот момент.
Сейчас часто возникает вопрос, какую ценность несет высшее образование в современных условиях и зачем его получать, когда вокруг так много онлайн-курсов, возможностей для саморазвития. Кроме того, часто любят вспоминать примеры известных предпринимателей, которые бросили вузы и сконцентрировались на бизнесе. Каково ваше мнение на этот счет?
Высшее образование позволяет сформировать необходимый уровень мышления, зрелость в принятии решений. Мы всегда строим в нашей голове модели с той или иной степенью сложности. Такой пример: мы смяли бумажку и пытаемся попасть ей в мусорное ведро. Первый раз бросили, не попали, что-то подкорректировали, со второго раза получилось. Такая примитивная модель у нас в голове укладывается очень просто.
Сложные модели (например, как запустить ракету в космос) просто так уложить в голове уже не получится. Но между двумя этими примерами еще очень много других по уровню сложности моделей. И я думаю, что образование — как раз про это: чем более комплексное вы получили образование, тем сложнее модели вы можете строить.
С другой стороны, много говорят о том, что классическая схема «отучился четыре года в вузе — пошел искать работу»уже не работает. На что посоветуете обратить внимание еще в университете, чтобы не ошибиться с карьерой?
Безусловно, общаться, расширять сеть контактов, понять, как смотрят на твою область в другой стране, культуре. Ведь одно дело, когда вы читаете книгу на нужную тему и воспринимаете шаблон, который в нее вложил автор, другое — когда вы общаетесь на эту же тему с разными людьми, спорите, разговариваете с представителями разных культур. Это существенно обогащает вашу модель, про которую мы уже говорили. И неважно, над какой темой вы работаете, такой опыт делает вас на порядок выше в понимании вашей области.
Пару лет назад я был в кампусе Стэнфорда, общался с ребятами. И пока продолжалось наше общение, они мне ни слова не сказали про учебу, вместо этого рассказывали про различные социальные клубы. В итоге выяснилось, что все работает примерно так: первые два курса человек более-менее свободно выбирает предметы и деятельность и соприкасается с максимальным количеством социальных групп, чтобы посредством такого «перекрестного опыления» понять, а что вообще происходит в реальном мире. За это время они также ищут себе профессора, который нравится им больше всего. Иными словами, они выбирают ту модель поведения, которую они хотели бы воплотить в будущем. А уже потом идут на кафедру к этому профессору.
С моей точки зрения, такой подход эффективнее, чем сразу идти и учиться по специальности. Я бы посоветовал студентам не бояться менять курсы и учиться в максимально сложном месте. Учиться на тройки, но в лучшем вузе гораздо лучше, чем на пятерки, но непонятно где.
Важно побывать в разных социальных группах. Никогда не помешает съездить за границу. А если возникает интерес в какой-то конкретной области, необходимо найти ребят чуть постарше, которые уже работают в этом направлении, познакомиться с ними и участвовать в совместных проектах. Понятно, что это идеальная модель, но к ней стоит стремиться.