Социальные исследования в эпоху соцсетей: что селфи и геотеги могут рассказать ученым

Что такое дигитальная философия? Зачем исследовать соцсети? И какую конкретно пользу это может принести специалистам в области гуманитарных наук? В рамках «Недели DH в Петербурге» состоялся воркшоп «Инстаграм всемогущий: как использовать дигитальную среду для исследований». О том, как гуманитарные науки могут использовать различные площадки соцсетей и зачем это нужно исследователям, рассказала Нина Бочкова, digital-исследователь, магистр кафедры философии и общественных наук Мининского университета.

Instagram. Источник: unsplash.com

Дигитальная философия и верховенство математики

Дигитальная философия как дисциплина появилась в начале 2000-х годов. Растущий интерес к ней подогревали все те технические и технологические изменения, которые начали происходить с нашим миром. В России эта наука только начинает развиваться, наиболее актуальна же она в Японии и Китае. Одним из самых заметных исследователей этой области является китайский ученый Юк Хуэй — компьютерный инженер, философ технологий, автор On the existence of Digital Objects.

Когда Пифагор заявил, что число — основа всего, а математика намного важнее философии, пути этих двух наук начали расходиться, и этот разрыв продолжался многие столетия. Но сейчас мы живем в реальности, основу которой действительно составляют числа. Практически вся информация сейчас передается цифровым способом, мы взаимодействуем с программами и алгоритмами постоянно, будь это обмен сообщениями в соцсетях, оплата покупок, бронирование авиабилетов, да что угодно. С развитием технологий ситуация будет только усугубляться, а реальность, (возможно, и мы сами) будет становиться все более дигитализированной.

Нина Бочкова
Нина Бочкова

Предметом исследований дигитальной, или цифровой философии являются информационные технологии, а одним из основополагающих методов становятся математические вычисления.

Дигитальная философия оперирует понятиями «дигитальные объекты» и «data-объекты». Data-объекты — это буквально всё, что создается в онлайне: музыка, фотографии, текстовые блоки — всё, что может быть просмотрено и дешифровано с помощью технического устройства (компьютера, планшета, смартфона и т.д). На первый взгляд, этот массив может показаться очень сложным, но в конечном счете он сводится к комбинации из чисел 0 и 1, код является его основой и его сущностью.

Любые данные, составляющие определенное единство, например, профиль Facebook, образ Instagram и другое называются дигитальными объектами. Все они существуют и функционируют в дигитальной среде. Раньше мы бы назвали эту среду «виртуальной», но сейчас этот термин устарел, а само понятие виртуальности окончательно стерлось.

Воркшоп «Инстаграм всемогущий: как использовать дигитальную среду для исследований»
Воркшоп «Инстаграм всемогущий: как использовать дигитальную среду для исследований»

Философия сети и сеть как философия

Интернет — это сетевая структура, громоздкая система связи всех устройств и компьютеров. Нам хочется думать, что интернет подчиняется правилам и алгоритмам, что он устроен логичным образом, но так было только в момент его зарождения. Сейчас же это вольное пространство с хаотичной структурой, с огромным количеством крайне запутанной информации, которая еще и непрерывно множится.

Изучать интернет как явление традиционными методами не представляется возможным, и тут на передний план выходит так называемая философия сети. Эта концепция была создана задолго до интернета, но она очень хорошо подходит для описания происходящих в нем процессов. Ее появление стало переломным моментом в философии, ведь долгое время в науке превалировала концепция метафизики. Считалось, что у всех вещей есть глубинная реальность, некий абсолют, докопавшись до которого можно понять, как устроена реальность, ответить на все вопросы бытия. В философии сети изучаются не сущность объектов, а коммуникации между ними, реальность же рассматривается не как совокупность объектов, а как сеть связей и узлов.

В семидесятых годах прошлого века философы Жиль Делез и Пьер Феликс Гваттари ввели понятие «ризома». Проще всего этот термин объяснить через аналогию с грибницей: это неиерархичная сеть, которая распределяется не от какого-то центра, а от своих крайних частей или узлов. Каждый участок ризомы равноправен, и в то же время, потеря какой-то части сети не приводит к ее уничтожению, она не значима. Разве это не похоже на описание интернета?

Воркшоп «Инстаграм всемогущий: как использовать дигитальную среду для исследований»
Воркшоп «Инстаграм всемогущий: как использовать дигитальную среду для исследований»

Инстаграм для людей и роботов

Одним из способов исследования любой социальной сети, в том числе инстаграма, можно назвать акторно-сетевую теорию (АСТ), предложенную Бруно Латуром. Главный ее постулат — это отказ от всех установок, шаблонов мышления, призм восприятия и склонности к редуцированию. Никакая вещь не может быть сведена к какой-либо другой или упрощена.

Когда мы работаем с data-объектами, например, фотографиями, нельзя сказать, что это лишь фотография, за ней стоит множество процессов. Это усилия человека, который создал продукт и поместил его в интернете; это программа, которая закодировала объект; это техника, с помощью которой объект может быть воспроизведен.

Акторно-сетевая теория стоит особняком по отношению к другим методам исследования, сводящим разнообразные феномены к проявлениям одного конкретного уровня – социального, культурного, политического или экономического. Это делает ее оптимальным инструментом описания, позволяющим соединить в себе разнородные сущности.

Если 20 век в истории, философии помещал человека в центр своих исследований, то сейчас теоретики переключают свой взгляд на другие объекты. Акторно-сетевая теория же вообще его исключает или ставит на задний план, ей гораздо интереснее, как объекты (акторы) взаимодействуют друг с другом, если им дать полную волю и не вмешиваться.

Воркшоп «Инстаграм всемогущий: как использовать дигитальную среду для исследований»
Воркшоп «Инстаграм всемогущий: как использовать дигитальную среду для исследований»

Инстаграм как вещь, помещенная в пространство АСТ, перестает быть человекомерной структурой. Ведь при детальном рассмотрении оказывается, что он включает в себя ряд нечеловеческих факторов. 

Для того, чтобы инстаграм мог функционировать, ему необходим, во-первых, технический объект (компьютер или мобильное устройство, причем на каждом устройстве инстаграм работает по разному — с компьютера нельзя постить фотографии, а в мобильной версии по-другому сверстана страница), во-вторых, само программное обеспечение (приложение), в-третьих, контент, и только в последнюю очередь пользователь.

При этом понятие пользователя в инстаграме весьма обширное и далеко не всегда относится к человеческому. Многие аккаунты принадлежат брендам, компаниям и корпорациям, также существуют программы накрутки и боты. Главным новшеством последнего времени стали диджитал-инфлюэнсеры — 3D модели, которые позиционируют себя как живые люди. Так человек все больше вытесняется из цифрового мира, его заменяют алгоритмами, нейросетями и программными личностями.

Диджитал-инфлюэнсер Микела Суза. Источник: standard.co.uk
Диджитал-инфлюэнсер Микела Суза. Источник: standard.co.uk

Междисциплинарные исследования и big data

Интернет — это огромный архив данных и в то же время черная дыра. Мы втянуты в бесконечный процесс производства данных и в бездонную черную дыру навигации по этим данным.

На помощь нам приходят междисциплинарные исследования: мы помогаем друг другу расчищать этот архив, делать большие выгрузки информации более компактными, очевидными и более интересными. Социологи и антропологи ставят задачи и цели в рамках своих компетенций, а специалисты по big data собирают всю необходимую информацию и помогают ее структурировать.

Когда мы говорим о больших данных, сразу всплывает фигура Льва Мановича — специалиста в области теории новых медиа. Он занимается новой областью культурных исследований — использованием компьютерного анализа и data-визуализаций для исследования культурных трендов.

Одной из знаковых работ его лаборатории стал анализ тысяч селфи, сделанных в пяти городах мира и выложенных в инстаграм с указанием геотега. По количеству улыбающихся людей (и ширине их улыбок) был определен общий уровень «позитивности» каждого из городов, а также соотношение мужчин и женщин, возрастной диапазон и более забавные факторы, например, какие позы чаще всего выбирают для селфи.

Датасет селфи в проекте Selfiecity. Источник: selfiecity.net
Датасет селфи в проекте Selfiecity. Источник: selfiecity.net

Почему мы вообще любим данные?

Во-первых, они объективны. Когда мы начинаем описывать какой-то вопрос или проблему с точки зрения исследователя, мы всегда имеем искушение подвести все к какой-то своей точке зрения. Наглядные цифры не дают нам искажать картину мира, это факты, которые остается только проинтерпретировать в рамках своей темы.    

Во-вторых, данные имеют разное происхождение, разные характеристики, в своих сравнениях мы можем перескакивать на разные уровни и разные форматы.

В-третьих, данные наглядны сами по себе. Нам остается только привести их в какую-то удобную для восприятия форму, этим и занимается медиавизуализация.

Распределение студентов по городам на интерактивном атласе населения России. Источник: webcensus.ru
Распределение студентов по городам на интерактивном атласе населения России. Источник: webcensus.ru

В качестве примера можно привести проект webcensus.ru — это интерактивный атлас населения России, созданный при поддержке Русского географического общества. На основании примерно 200 миллионов анкет, размещенных «Вконтакте» были собраны данные о демографическом составе населения, а также его миграции внутри страны.

Исследования данных из соцсетей могут быть использованы в совершенно разных задачах. На их основании маркетологи разрабатывают рекламные кампании, урбанисты решают вопрос грамотного благоустройства, а предприниматели определяют направление и аудиторию для своего нового бизнеса. Социологи и антропологи же обращаются к проблемам современного общества: как новые технологии трансформируют давно устоявшиеся связи (например, родителей и детей), как работает цифровая экономика, как меняется отношение к труду и работе и так далее.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба