Любите свое дело, чтобы его полюбили другие 

Один из базовых принципов активного обучения, которым поделились специалисты Центрально-Европейского Университета, звучит следующим образом: «Невозможно заинтересовать студента предметом, который не интересен самому преподавателю». Речь о том, что, если преподаватель в который раз читает одну и ту же лекцию, есть вероятность, что он может начать делать это автоматически. Важно отметить, что не вся информация, исходящая от лектора, воспринимается одинаково. Внимание студента прямо пропорционально вашей вовлеченности в тему. Поэтому не бойтесь прослыть «чудаковатым ученым», который увлечен своим предметом, наоборот именно это повысит авторитетность вашей экспертизы и вызовет интерес студентов.

Учеба — личное дело каждого

Важный принцип активного обучения — это индивидуальный подход и персонализация учебных задач. Существует множество способов для реализации этой стратегии: небольшие задания в группах, индивидуальные доклады. Основная идея такой работы в том, чтобы дать студенту возможность найти что-то близкое и понятное для него лично в конкретной предметной области. Особенно это важно для магистрантов: их практические работы, например, могут быть связаны с областью применения навыков, если они уже где-то трудятся по специальности.

Воркшоп «Применение принципов active learning в преподавании»
Воркшоп «Применение принципов active learning в преподавании»

Позвольте сделать ошибку!

Активное обучение — это в первую очередь про активность самого студента, про его возможность задавать вопросы, высказывать свое мнение — и здесь принципиально поведение преподавателя. Если он будет консервативно требовать только «правильные» и заученные по лекциям и книгам ответы, то студент не рискнет показывать свою некомпетентность и делиться мнением, а значит останется пассивным на занятиях. Поэтому крайне важно дать ему возможность ошибаться, чтобы учиться, двигаться от незнания к знанию при поддержке преподавателя. Это достаточно сложно реализовать в потоке 100-150 человек, но в таком случае стоит делить студентов на группы и искать варианты стимулирования их активности. 

Не говорите об оценках

Если вы регулярно напоминаете студенту о наборе баллов, регламентируете каждый его шаг, чаще всего обучение становится формальным, что в корне расходится с концепцией качественного освоения знаний. Образование должно опираться на интерес, увлеченность человека тем предметом, которому он в перспективе посвятит жизнь. Поэтому время от времени практикуйте безоценочное обучение, чтобы он не боялся «сказать или спросить что-то не то» и тем самым ухудшить свои позиции в рейтинге успеваемости.

Это пригодится вам в работе!

Проводите понятные для студента параллели между учебой и будущей практикой: показывайте как можно чаще, как тот или иной навык будет применяться в его будущей работе. Это автоматически повышает ценность темы и развивает правильную мотивацию студента — стать хорошим специалистом, а не просто «отличником».

Побольше пряников

Поддерживайте своих учеников! Нет более сурового демотиватора, чем в дискуссии указать ему на некомпетентность и непонимание профессиональной стороны вопроса. Тот факт, что студент хуже вас разбирается в теме очевиден, но позвольте ему вникнуть в процесс, почувствовать себя частью профессионального мира, помогите разобрать ошибки, не прибегая к критике и намекам на профнепригодность. Лучше похвалите его за участие, это повысит уверенность студента в своих силах.

Воркшоп «Применение принципов active learning в преподавании»
Воркшоп «Применение принципов active learning в преподавании»

Делегируйте

Доверьте студентам их обучение. Делегируйте свои полномочия по поиску и представлению информации учащимся: позвольте им поработать в парах или группах, провести обсуждения или полноценную дискуссию, в которой вы выступите модератором совместного поиска и утверждения оптимального решения.

Перейти к содержанию