Разработка биоразлагаемых покрытий и упаковок для пищевых продуктов
Наталья, почему вы заинтересовались темой этого проекта?
В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению объемов использования пластика в ряде стран. Таким образом, производитель вынужден задумываться о том, как обеспечить возможность утилизации или вторичной переработки упаковочных отходов. Этот фактор делает задачу актуальной.
На данный момент в мире производится все больше продукции, нуждающейся в упаковке, что порождает огромные объемы мусора. В России количество твердых коммунальных отходов ежегодно растет. С 1998 по 2013 год их количество увеличилось в два раза ― с 30 до 60 миллионов тонн в год ― и продолжает возрастать. По данным Росприроднадзора, такой рост связан, в первую очередь, с активным использованием упаковки и упаковочных материалов. Одноразовые товары и тара, служащие потребителю несколько минут, требуют для своего производства много ресурсов и энергии. Затем они оказываются на свалках и загрязняют собой природные территории.
Что мешает просто перерабатывать пластик? Зачем изобретать биоразлагаемые упаковки?
Есть целый ряд проблем. Во-первых, непросто организовать сбор и подготовку такого сырья, а его транспортировка до конечного пункта несет в себе значительные финансовые затраты. Во-вторых, сама технология переработки тетрапака и его аналогов несовершенна и представляет собой, скорее, процесс разделения бумажной и полимерно-алюминиевой части, чем собственно переработку. В-третьих, переработкой упаковок Tetra Pak, Pure Pac, Tralin Pak в России занимается только четыре предприятия. Еще одна важная проблема — утилизация одноразовых бумажных кофейных стаканчиков. Такое сырье в мире перерабатывает всего несколько заводов.
Уже существуют аналогичные разработки биоразлагаемых упаковок?
Исследования, конечно, ведутся. Например, концерн Tetra Pak в сотрудничестве с бразильской нефтехимической компанией Braskem планируют одними из первых в индустрии продуктов питания использовать в составе своих упаковок полимеры на основе сахарного тростника. Однако у такого подхода есть неочевидные проблемы, главная из которых — сырьевая. Необходимость выращивания сельскохозяйственных культур, которые послужат сырьем для подобных полимеров, неизбежно приведет к конкуренции с продовольственными сельскохозяйственными культурами.
Чем отличается ваш проект?
Альтернативным сырьем. В своих разработках мы делаем упор на натуральность, биоразлагаемость и функциональность. Наши усилия направлены на получение новых покрытий для бумажных и картонных упаковок, контейнеров и упаковок для фаст-фудов, молочных продуктов, хлебобулочных изделий, салатов, супов, напитков и т.д.
Как вы видите реализацию этих задумок?
Мы движемся в двух направлениях: во-первых, это разработка новых технологий получения барьерных покрытий, которые подходят не только для устоявшегося рынка гофрокартона, но и являются потенциальным решением проблемы одноразовой кофейной чашки. Во-вторых, производство упаковок для пищевых продуктов, которые могут быть легко переработаны или способны к разложению. Одной из линий развития нашей технологии может быть создание съедобных упаковок и тары — например, съедобных чашек и столовых приборов. Такая чашка позволит не только насладиться кофе, но и обогатить организм пищевыми волокнами, если создать образец с полезными макро- и микроэлементами. Однако это, скорее, задел на будущее.
Когда можно ждать первые опытные образцы?
При должном финансировании есть вероятность представить их уже в 2021 году.
Разработка продуктов питания для веганов/вегетарианцев различных возрастных групп, включая людей с повышенной физической активностью
Также вы работаете над разработкой продуктов питания для разных категорий потребителей. Например, вегетарианцев. Насколько востребована подобная продукция? Все-таки в мире не так много вегетарианцев, а тем более веганов.
В целевую аудиторию входят и те, кто не может употреблять продукты животного происхождения по медицинским показаниям, этическим и религиозным убеждениям. В настоящее время около 2/3 мирового населения страдает непереносимостью лактозы. Но существуют и другие заболевания, такие как нарушение всасывания лактозы или аллергия на молочный белок. Кроме того, в среднем более 11% населения планеты отказывается от продуктов животного происхождения в своем рационе и придерживаться вегетарианской диеты. И крупные компании чувствуют здесь своего потребителя и настраиваются на эту волну. По прогнозам экспертов, к 2025 году объем рынка вегетарианских продуктов превысит 24 миллиардов долларов.
В чем суть вашего проекта?
Мы создаем широкий спектр натуральных продуктов с учетом недостатка макро- и микронутриентов в питании людей, придерживающихся вегетарианской или веганской диеты. Мы разрабатываем ассортимент продуктов, принимая во внимание экологические, этические и религиозные аспекты, а также, возможную непереносимость лактозы и мальабсорбцию, аллергию на молочный белок. Для людей, занимающихся спортом, дополнительно учитывается потребность в энергии для восстановления и повышения адаптивных возможностей к нервно-эмоциональным нагрузкам в зависимости от вида спорта и тренировок.
Почему вы делаете акцент на физических нагрузках?
Потому что это один из распространенных стереотипов о вегетарианстве и веганстве, что такой рацион питания подходит только для тех, кто не испытывает физическую нагрузку. На самом деле, в спорте немало сильных мужчин и выносливых женщин, чья диета не включает продукты, содержащие мясные ингредиенты или чья диета на 100% состоит из растительной пищи. Барт Яссо, Мария Гнусарева — вегетарианцы. Скотт Юрек, один из величайших ультрамарафонистов всех времен — веган. И таких примеров очень и очень много. Однако неправильно разработанные продукты могут привести к дефициту макро- и микроэлементов.
В чем преимущество ваших разработок?
Они не содержат искусственных ингредиентов и относятся к категории Clean label, а также их производство можно организовать на предприятиях любых мощностей. При разработке мы учитываем баланс макро- и микронутриентов. Дополнительно ведется контроль кислотно-щелочного равновесия организма, качества белка и его усвояемость.
Какими именно продуктами вы занимаетесь?
Мы занимаемся разработкой широкого ассортимента продуктов. Он включает в себя быстрорастворимые белковые и фруктовые напитки, кондитерские и хлебобулочные изделия, десерты, снеки, джемы, конфитюры на основе плодов, ягод, лекарственных растений или их экстрактов и сублиматов, привычные нам молочные продукты, но на растительной основе, альтернативы мясным продуктам и растительные джерки, новые масла из непривычных нам источников, ферментированные продукты, шоколад для веганов.