Может ли чайный гриб стать материалом для создания произведения искусства? Как сделать ДНК художника частью его работ? Эти и другие вопросы обсуждались на первой летней школе, проведенной Центром искусства и науки Университета ИТМО, посвященной биоарту.
«Цель летней школы ― поближе познакомить всех желающих с тем, что такое Art&Science, и его отдельными направлениями, ― рассказывает директор Центра искусства и науки Университета ИТМО Алия Сахариева. ― В этом году мы решили начать с биоарта, до этого мы проводили в феврале воркшопы на эту тему, они вызвали большой ажиотаж. Кроме того, тема "био" вообще очень актуальна в этом году. Летняя школа планировалась в офлайн-формате, ведь всегда интересно поработать над арт-проектом в лаборатории, но из-за сложившейся ситуации пришлось перейти в онлайн. С другой стороны, это дало возможность участникам создать мини-лабораторию у себя дома».
Преподавателем выступила выпускница магистерской программы «Искусство и наука», художница и биотехнолог Лаура Родригез. В ходе семидневного курса она рассказывала о том, что такое биоарт и биодизайн, какая между ними разница и какие материалы здесь используются.
«На первом занятии мы начали с азов, ― рассказывает Лаура Родригез. ― Биоарт ― это часть искусства, самовыражение, сопряженное с философией. Биодизайн ― это, скорее, про индустриализацию и использование новых биоматериалов».
ДНК, чайный гриб и мицелий
Далее слушатели школы знакомились с различными материалами, которые можно использовать в биодизайне и биоарте. Студентам рассказывали о том, как работать с комбучей, более известной в России, как чайный гриб; как выращивать мицелий, активно использующийся сейчас в конструировании объектов; как создают картон из кофейной гущи и ореховой шелухи; как производят пластик из кукурузного и картофельного крахмала.
«Такие биопластики имеют сравнительно недолгую жизнь ― в сухом виде до года, но художник может очень хорошо это обыграть, ― рассказывает Лаура Родригез. ― Эти материалы деградируют в воде, поэтому прекрасно подходят для инсталляций, где они медленно разрушаются под действием жидкости. Вообще, если мы говорим об искусстве, то мне кажется, что материал имеет влияние на концепцию. Если вы адресуете какое-то послание, связанное с экологией, загрязнением, то важно, какой материал вы используете для его передачи».
После изучения биоматериалов слушатели также познакомились с тем, как актуальные художники используют в своем искусстве тему ДНК. Им предложили поэкспериментировать с клетками, содержащими их собственный ДНК.
Выставка работ
По итогам обучения студенты школы представили свои работы, которые они создали, пользуясь навыками, полученными во время Летней школы. Она получила название «Fake It!» и сейчас доступна в интернете.
«Мы выбрали такое название, потому что у нас не было времени создавать настоящие произведения искусства. Мы хотели поработать в жанре спекуляции, ― рассказывает Лаура Родригез. ― Предполагалось, что произведения искусства будут представлены как реальные, существующие проекты, но на самом деле они ни функциональны, ни возможны. Видение "фейковых" возможностей открывает поле для творчества и вдохновения».
В своих работах художники демонстрировали навыки работы с прозрачными и непрозрачными биопластиками и ДНК. Одна из работ показывает, как распространялся бы коронавирус по карте мира, если бы он был физарумом.
Отзывы участников и планы
Как рассказывает слушательница Галина Алферова, после участия в Летней школе у нее «пропал страх к самостоятельным экспериментам, ведь оказалось, что многое можно сделать достаточно легко».
«Было увлекательно углубиться в междисциплинарную область Art& Science, которая успешно сочетает такие разные области, ― рассказывает она. ― Впечатления о школе замечательные, во время курса появилось много идей для реализации собственных художественных проектов. Мне очень понравилась манера подачи материала, подробный разбор экспериментов. Во время обучения было ощущение, что я среди друзей, спасибо Лауре за эту легкую атмосферу и ее солнечную улыбку!».
Участница из Китая Цзявэй Динг рассказывает, что благодаря школе впервые поучаствовала в онлайн выставке.
«Для меня это потрясающий опыт, ― признается она. ― Эта летняя школа позволила расширить мои горизонты в области, которая мне очень любопытна. И мне хотелось бы узнать больше об этом в будущем».
По словам организаторов, в будущем опыт таких школ планируется продолжить.
«Мы планируем проводить летнюю и зимнюю школы по различным направлениям Art&Science, и каждая школа будет уникальной», ― отмечает Алия Сахариева, директор Центра искусства и науки Университета ИТМО.