В числе вузов-участников международного образовательного «эксперимента» ― University of Mons (Монс, Бельгия), CLD ITMO University (ITMO University, Санкт-Петербург, Россия), Universitat Politècnica de Catalunya (Барселона, Испания), University of Montpellier (Монпелье, Франция), University of Bath (Бат, Великобритания). В ходе пятидневного семинара студенты ― дизайнеры и архитекторы ― исследуют тему: «Жилье для пожилых людей в постпандемическом обществе».

Проект инициирован командой из восьми лекторов и специалистов по лингвистике, объединивших свои усилия для создания виртуального учебного пространства.

Среди преподавателей проекта ― Фани Серез, преподаватель кафедры геронтологии медицинского факультета Университета Монпелье (Франция); Хаима Седдики, кандидат наук факультета архитектуры и градостроительства Университета Монса (Франция); Мигель Усандизага, профессор Школы архитектуры Валле Политехнического университета Каталонии (Испания) и другие.

От Университета ИТМО, единственного вуза-партнера от России, в качестве лектора принимает участие Дарья Чиримисина, преподаватель международной образовательной программы магистратуры «Световой дизайн» (CLD ITMO University), соразработчик дисциплины «Оценка восприятия: зрительное, когнитивное, эмоциональное», лауреат международной профессиональной премии в области инновационного светового дизайна LIT Design Awards 2017. Дарья Чиримисина выступает с вводной лекцией об особенностях и базовых принципах освещения для пожилых людей.

Грань между свободой и безопасностью

По прогнозам экспертов, в развивающихся странах доля пожилого населения в городах к 2050 год увеличится в 16 раз и составит в общей сложности 908 миллионов. Вместе с тем, как говорят организаторы, из кризиса Covid-19 можно извлечь много уроков: длительное воздействие вируса по всему миру усилило и углубило неравенство не только с точки зрения благосостояния, но также с позиций здоровья, пола и возраста.

Дарья Чиримисина. Фото: CLD ITMO University
Дарья Чиримисина. Фото: CLD ITMO University

«Идея проведения виртуальной лаборатории возникла в результате межвузовского группового обсуждения роли архитектуры и освещения для пожилых людей в постпандемическом обществе. В разгар эпидемии коронавирусной инфекции именно эта категория граждан оказалась под ударом и зачастую вынуждена много времени проводить в замкнутом пространстве, на самоизоляции или карантине. Поэтому архитекторы и светодизайнеры сегодня сталкиваются с новым вызовом определить, где проходит граница между свободой и безопасностью пожилого человека во время пандемии и постпандемии. Грань здесь очень тонкая. Дом, как основное место жизни старшего поколения, должен соответствовать изменившимся запросам пользователей жилой среды. В ходе нашего онлайн воркшопа студенты как раз и постараются найти ответы на эти злободневные вопросы», ― говорит Дарья Чиримисина.

Работа ведется в междисциплинарных и мультикультурных командах. Такой подход поможет выработать трансдисциплинарное мышление ― студенты смогут подойти к теме комплексно, учитывая все точки зрения. Взаимодействие в группах будет способствовать рефлексивному подходу, межкультурному обмену и совершенствованию языковых навыков.

«Умение хорошо, эффективно и адекватно общаться между культурами это необходимый навык в настоящее время для установления диалога и обеспечения того, чтобы все голоса были услышаны», ― говорят организаторы.

Всего сформировано 5 групп по шесть студентов. От Университета ИТМО в воркшопе принимают участие 17 магистрантов международной программы «Световой дизайн» (CLD ITMO University).

«Световым дизайнерам важно учиться совместно работать с архитекторами. Проект поможет объединить студентов, обменяться знаниями, получить опыт общения с иностранными коллегами из других вузов, улучшить развитие языковых навыков и коммуникации», ― говорит Дарья Чиримисина.

Кроме того, для всех участников и организаторов COVID ― CARE LAB ― это еще и своеобразное упражнение на открытость различным ценностям. Прежде всего, речь идет о внимательном отношении к старшему поколению и развитии человекоориентированного подхода в архитектуре и в световом дизайне.

Виртуальное обучение проходит с помощью онлайн-платформы.

«На нее выкладываются задания, видеолекции. С ее помощью ведутся семинары и консультации в режиме реального времени. Платформа ориентирована, в первую очередь, на студентов, чтобы они могли получить всю информацию о виртуальном семинаре, о результатах обучения и ожиданиях, сумели познакомиться с коллективом преподавателей и другими участникам», ― рассказывает Дарья Чиримисина.

Важно сделать первый шаг

Каждый день команды получают конкретное задание. В первый день воркшопа студенты размышляли над такими понятиями, как «чувство дома», «безопасность», «изоляция», «самоизоляция», «лишение свободы». А также посмотрели видеолекции, подготовленные для них преподавателями.

Фото: CLD ITMO University
Фото: CLD ITMO University

Во второй день приглашенный лектор ― доктор Кевин Чаррас, экологический психолог из Университетской больницы в Ренне (Франция) ― прочтет лекцию о  том, как деменция влияет на отношения с искусственной средой.

В течение всех пяти дней студенты также будут решать практические задачи. Архитекторы ― проектировать пространство для пожилых людей, а светодизайнеры ― разрабатывать световые решения для этого пространства.

В конце завершающего пятого дня, 13 ноября, команды презентуют свои финальные работы всем участникам проекта. Приглашенные специалисты ― геронтологи ― будут оценивать студенческие работы с точки зрения их соответствия потребностям пожилых людей.

«Комфортное освещение для людей старшего поколения должно учитывать ряд особенностей. Например, в интерьере следует избегать бликующих материалов, не использовать глянцевые поверхности, отдавать предпочтение матовым. Также нужно тщательно работать с контрастностью освещения, понимать особенности зрительного восприятия в пожилом возрасте и так далее», ― говорит Дарья Чиримисина.

Онлайн воркшоп COVID ― CARE LAB ― это пилотный проект.

«Мы, как представители Университета ИТМО, участвуем в подобном эксперименте в первый раз, как и наши иностранные коллеги, ― говорят организаторы проекта. ― После завершения виртуальной лаборатории предстоит собрать обратную связь от студентов и преподавателей. Если поймем, что это важно и интересно, будем идти дальше. Сейчас важен первый шаг. И мы совместными усилиями его уже сделали».

Организаторы воркшопа и языковая поддержка в рамках проекта ― Элизабет Арно-Масиа, доцент Политехнического университета Каталонии (Испания); Саманта Кёрл, доцент, департамент образования Батского университета (Великобритания); Джули Хелленбош, Европейский офицер связи, Университет ИТМО (Россия); Джули Валащик, координатор языкового проекта Центра современных языков Университета Монса (Бельгия).

Подготовлено по информации CLD ITMO University

Перейти к содержанию