К современным производствам предъявляется все больше требований. Сегодня им уже недостаточно быть эффективными, автоматизированными и технологичными. Очень важно также соответствовать экологическим стандартам, которые становятся жестче год от года. Для этого необходимы специалисты, которые будут знать, как сделать производственный процесс более дружественным природе. Особенно это актуально в энергетике.
В конце 2020 года Университет ИТМО объявил о создании нового факультета Энергетики и экотехнологий, или сокращенно ― Гринтех. Его специалисты будут готовить инженеров для «зеленых» предприятий нового поколения.
С учетом коронавирусных ограничений открытие факультета прошло в смешанном формате: часть гостей по предварительной записи могла попасть на очную встречу, остальные наблюдали за происходящим через Zoom. На встрече присутствовали руководство мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем, обновленного факультета, представители индустрии, студенты и преподаватели.
«Нам важно показать открытость нашего факультета, что мы готовы меняться, ― рассказывает Екатерина Тамбулатова, декан Гринтеха. ― Мы надеемся, что студенты услышат этот посыл и мы будем работать в атмосфере доверия».
Экология, энергоэффективность и интердисциплинарность
На церемонии открытия представители руководства рассказали о новом факультете. Гринтех создан в результате глубокого преобразования факультета низкотемпературной энергетики. Поэтому он будет продолжать образование по традиционным специальностям, также сформированы и новые программы.
«В современном мире традиционные научные и образовательные направления существенно расширяются, появляются новые области, новые глобальные вызовы. Соответственно, у нас также есть потребность в расширении своих компетенций. Это подтолкнуло нас к преобразованиям на нашем мегафакультете», ― рассказал Игорь Баранов, директор мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем, в структуру которого входит Гринтех.
Новая структура будет иметь намного более широкую экспертизу. Планируется развивать такие направления, как биоэнергетика и биоконверсия. Специалисты будут заниматься вопросами экологического мониторинга и устойчивого развития уникальных районов, в том числе Арктики. Исследования и учебные программы будут строиться на принципах интердисциплинарности, чтобы выпускники могли подходить к вопросам Гринтеха максимально широко, глубоко понимая как инженерные науки, так и современную экологическую повестку.
Старые и новые специальности
После официальной презентации студенты могли свободно задать вопросы. Большая их часть касалась создания новых специальностей и судьбы уже действующих учебных программ. Как подчеркнула Екатерина Тамбулатова, все студенты, которые уже учатся, продолжат образование в рамках тех направлений, на которые они поступали.
«Мы оставляем направления, связанные с теплофизикой и низкотемпературной энергетикой, но они будут дополнены и трансформированы в образовательную программу "Инжиниринг энергетических систем" то есть в более широкое направление, ― поясняет Екатерина Тамбулатова. ― В рамках новых программ будут освещаться вопросы экологии, автоматизации, энергоэффективности, энергосбережения, возобновляемых источников энергии, экотехнологий. В результате наши выпускники будут инженерами, которые смогут работать в различных сферах промышленности, потому что "зеленые" технологии сегодня охватывают все сферы экономики».
Среди магистерских программ останутся те, что существовали на факультете низкотемпературной энергетики. В частности, будет продолжен набор на «Технику и технологию сжиженного природного газа». Как подчеркивает декан, эта программа привлекает большое количество студентов, а ее выпускники очень востребованы в промышленности. При этом уже со следующей осени запускается новое направление, связанное с водородной энергетикой.
«С 2021 года у нас открывается программа "Водородная энергетика", это перспективное направление, и пока мы будем единственными в стране, кто готовит специалистов в этой области. Мы будем реализовывать это направление вместе с мегафакультетом фотоники, ― отмечает Екатерина Тамбулатова. ― Также готовится программа по техносферной безопасности и метрологии. Без этих направлений невозможно развитие экотехнологий».
Она добавляет, что в будущем также планируется развивать программы по экологии с привлечением социологов, психологов, чтобы развивать не только профессиональные компетенции, но и комплексное понимание экологии и экологических проблем.
«Выпускники ближайших лет, которые уже обучаются в бакалавриате и планировали свое будущее, исходя из ранее существовавших программ магистратуры, найдут себе место в тех образовательных программах, которые у нас будут с 2021 года. Эти направления будут лучше по своей насыщенности и компетенциям выпускников», ― рассказал Игорь Баранов.
Интернационализация и научная узнаваемость
Адаптировать к требованиям времени планируется не только образовательные программы, но и научную деятельность факультета. Планируется строить новые лаборатории, активно подавать заявки на гранты и в том числе ― участвовать в конкурсах на получение мегагрантов. Особое внимание будет уделяться междисциплинарным исследованиям, которые могут дать прорывные результаты за счет совмещения компетенций ученых разного профиля.
«Мы также занимаемся поиском новых исследователей, для этого на факультете определены наиболее важные направления развития. Для части этих направлений уже найдены специалисты, определены групп-лидеры, которые будут привлекать новые кадры, взаимодействовать с иностранными партнерами», ― рассказывает Екатерина Тамбулатова.
Планируется также повысить узнаваемость факультета в научных кругах. Прежде всего, ставится задача усилить публикационную активность сотрудников факультета, расширить круг международных коллабораций.
«Мы ведем переговоры с четырьмя исследователями, которые могут присоединиться к нам по программе Fellowship & Professorship. Это зарубежные ученые, которые помогут повысить публикационную активность в высокорейтинговых журналах, ― добавляет декан факультета. ― У нас уже есть задел компетенций, надо только усилить его и перейти на следующую ступень».