О проекте

ITMO.Mentors ― уникальный для системы образования проект, который в этом году запустил офис поддержки научно-педагогических работников ИТМО. Благодаря нему студенты ИТМО могут пройти обучающий курс по педагогической деятельности и надпрофессиональным компетенциям, чтобы потом сопровождать преподавателей в образовательном процессе и войти в кадровый резерв молодых преподавателей университета.

ITMO.Mentors в цифрах

На отборочном этапе проект собрал более 300 заявок. Более 200 менторов были трудоустроены уже в осеннем семестре. С ними работали более 15 подразделений Университета ИТМО. И практически каждое из них получило хотя бы одного помощника.

Что ждет менторов дальше

Выпускной проекта ITMO.Mentors
Выпускной проекта ITMO.Mentors

Дальнейшие шаги менторов зависят от их изначальной программы обучения.

Первую траекторию выбирали те, кто уже участвовал в образовательной деятельности или в момент подачи заявки уже взаимодействовал с преподавателями или студентами в организации учебного процесса. Ведь у таких студентов уже есть возможность не ждать семестр и сразу влиться в процесс, а некоторые компетенции получить в течение 32 академических часов.

В рамках обучения по проекту менторы первой траектории выбирали практические занятия для развития необходимых компетенций. Также им были доступны лекции и учебные материалы на онлайн-курсе.

Участники первой траектории пройдут финальный опрос по итоговой оценке менторской деятельности, получат отзывы от студентов и преподавателей. После этого их участие в преподавательской деятельности будет согласовано с преподавателями и деканами факультетов, а также будут заключены трудовые договоры на весенний семестр.

Также в соответствии с одной из основных целей проекта — подготовкой кадрового резерва университета из числа студентов ИТМО — ребят будут готовить к конкурсу ППС: пройдут встречи, семинары и вебинары. Студенты узнают, как готовиться к конкурсу и успешно пройти его.

Выпускной проекта ITMO.Mentors
Выпускной проекта ITMO.Mentors

Вторая траектория была открыта для тех, у кого не было опыта в образовательной деятельности или тех, кто только поступил в ИТМО. В начале следующего календарного года их ждет распределение в зависимости от желаемого подразделения или преподавателя для работы, собеседования, согласование участия в преподавательском процессе деканами факультетов. Также собеседования ждут всех участников, которые будут работать с новым для себя преподавателем.

Таким образом, для первой траектории весенний семестр станет завершающим, а вторую — ждет еще целый год работы с преподавателями.

«Мы очень рады, что обучение в рамках проекта завершилось так хорошо для менторов, а также для нас как его организаторов и непосредственных участников. Большая часть ребят закрыли курс и получили удостоверения. Однако мы понимаем, что это не главное. Главное — результат, навыки и компетенции, которые они развили и освоили в рамках обучения. Они будут полезны им не только в преподавательской деятельности, но и в жизни», — говорит Екатерина Безызвестных, специалист по учебно-методической работе офиса поддержки научно-педагогических работников.

Екатерина Безызвестных
Екатерина Безызвестных

По ее словам, многие ребята уже выбрали направление, в котором они хотели бы сопровождать дисциплины. У кого-то уже есть договоренности с преподавателями, с которыми они познакомились в рамках практики или обучения. В весеннем семестре они продолжат взаимодействие.

При этом некоторые участники проекта могли понять, что менторство — это не то, чем они хотели бы заниматься. Их организаторы благодарят за участие в проекте и желают дальнейшего развития.

«Некоторые ребята в начале проекта хотели сопровождать технические дисциплины, а в процессе обучения сменили направление. И это тоже очень важный результат. Одно из важнейших направлений нашей деятельности — предоставить возможность профессиональной пробы, возможность понять, что ближе участникам и двигаться в комфортном направлении, в котором они ощущают себя нужными», — отмечает Екатерина Безызвестных.

Следующий набор менторов планируется с нового учебного года. В нем организаторы постараются учесть все комментарии и обратную связь, чтобы сделать проект еще лучше, интереснее и динамичнее.

Для этого в проекте ITMO.Mentors большое внимание уделяется обратной связи: все участники заполняли анкеты при поступлении на курс, в течение всего периода обучения после каждого практического занятия, а также после завершения обучения.

Выпускной проекта ITMO.Mentors
Выпускной проекта ITMO.Mentors

Кроме того, менторы могли получить помощь своих кураторов ― оперативная коммуникация велась в специально организованных группах в мессенджерах и социальных сетях.

По словам Екатерины Безызвестных, ребята принимали участие в проекте по разным причинам: кто-то хотел попробовать, кто-то с детства хотел реализовать мечту и побывать в роли преподавателя, у кого-то был исследовательский интерес изучить изнутри процесс преподавания, кто-то хотел ответить на личные вопросы, например, как использовать наиболее эффективные методы обучения, цифровые технологии. Каждый пришел со своим запросом, и организаторы старались учитывать все интересы менторов.

Отзывы участников проекта

«Я пришла на проект ITMO.Mentors, потому что хочу работать преподавателем блока soft skills в Университете ИТМО. Я давно закончила бакалавриат, больше 10 лет я проработала в сфере, которая напрямую связана с коммуникацией и общением с людьми и хотела бы продолжить свой путь в сфере преподавания. Поэтому проект стал отличной возможностью это сделать», — делится впечатлениями Юлия Хуторная, студентка 1 курса магистратуры факультета биотехнологий.

По словам Юлии, от участия в проекте она получила гораздо больше, чем ожидала. Оказалось, что у преподавания множество аспектов, например, получилось освоить педагогический дизайн и инструменты обучения в дистанционном формате.

Юлия Хуторная
Юлия Хуторная

«До того, как я пришла на курс, все казалось проще. Сейчас я понимаю, что преподавание — комплексный процесс. Чтобы преподавать успешно, требуется нестандартный подход и учет многих составляющих, — продолжает она. — На проекте мне особенно понравились преподаватели. Они все очень разные, с разным стилем преподавания и интересными приемами. И ты понимаешь, что нужно позаимствовать определенный опыт у каждого из них».

Юлия рассказывает, что также помогала вести пары в ИТМО — это был важный этап знакомства с нынешними студентами, которые стали ее учениками.

«Поскольку моя работа долгие годы была связана с взаимодействием только со взрослыми людьми, я поняла, что это будет совершенно новый опыт. Сейчас молодые люди совершенно другие, у них новые интересы и возможности и это непременно нужно учитывать», — заключает она.

Дмитрий Пасечный
Дмитрий Пасечный

Другой участник проекта ITMO.Mentors, студент 1 курса магистратуры факультета биотехнологий Дмитрий Пасечный, признается, что пока не решил, планирует ли он продолжить преподавание, однако по итогам курса магистрант приобрел навыки, которые пригодятся ему в жизни.

Например, благодаря участию в программе стало более понятно, как действовать в нестандартных ситуациях, почему важны все типы занятий, какие инструменты, в том числе, онлайн, может использовать преподаватель, что такое мотивация студентов, как правильно управлять дискуссией и взаимодействовать с большой аудиторией.

«Я увидел, что педагогика — это и наука, и искусство, и деятельность одновременно, — говорит он. — Одной из самых интересных частей для меня стали soft skills, которым было уделено много внимания. В жизни очень важно уметь правильно выстраивать приоритеты, распределять время и разговаривать с людьми. Кроме этого, как и любая учеба, ITMO.Mentors учит концентрироваться, работать с информацией и критически ее оценивать. Это был полезный опыт и крутая возможность, которую дает не каждый вуз, это надо понимать. Я буду рад продолжить курс весной».

Михаил Литвинов
Михаил Литвинов

Михаил Литвинов, аспирант факультета прикладной оптики, отмечает, что уже определился с дальнейшими планами и будет использовать полученные знания на практике.

«Я участвовал в проекте, потому что хочу расширить сферу своих знаний, а преподавание — это то, что мне интересно. Я узнал много нового, что происходит в сфере образования, например, познакомился с различными интересными интерактивными платформами для преподавания. Мне особенно понравилась первая часть курса, когда мы еще занимались очно, вживую коммуницировали друг с другом, работали в команде. В будущем я планирую преподавать, поэтому все навыки, полученные на проекте, буду применять в реальных условиях», — говорит Михаил Литвинов.