Многие стартапы сталкиваются с проблемой: они много сил и времени вкладывают в разработку ― только для того, чтобы обнаружить, что их приложением неудобно пользоваться. Сервисов, которые предлагали бы провести UX-тестирование еще не готового продукта, а лишь его макета и дизайнерского прототипа, пока что очень мало. А вот потребность в таких услугах ― крайне высока, считают создатели UXSprint.
Стартап UXSprint родился как взгляд на проблему изнутри ― его основательница Елизавета Афанасьева сама работает в продуктовой команде небольшого агентства и учится на образовательной программе «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити» факультета программной инженерии и компьютерной техники.
Идея, изначально появившаяся в ходе работы над учебным проектом на общеуниверситетском курсе «Создание технологического бизнеса», теперь развивается как полноценный стартап в Преакселераторе и уже активно работает с коммерческими заказами.
О сервисе и его конкурентах
UXSprint — это стартап для стартапов. Наша основная цель — помочь проектам еще на начальном этапе развития найти уязвимости и недочеты в интерфейсе и сделать его более эффективным.
Мы проводим углубленное юзабилити-тестирование макетов и прототипов до момента выхода продукта на рынок — находим технические, логические ошибки, а также предлагаем варианты улучшения пользовательского интерфейса.
Это позволяет сэкономить время и средства на разработке и получить фидбек от реальных пользователей.
Название UXSprint мы выбрали потому, что осуществляем юзабилити-аудит за две недели: за это время мы собираем респондентов, исходя из описания целевой аудитории от заказчика, проверяем сайт или приложение на удобство, делаем отчет и предлагаем свои решения по улучшению интерфейса, которые также отрабатываем на наших респондентах.
При этом мы не занимаемся комплексным исследованием юзабилити сайта, не разрабатываем интерфейсы от начала до конца, не проводим интервью и не строим пути пользователей в их классическом понимании, но используем как дополнительный инструмент отбора респондентов, поиска скрытых мотивов в действиях и знакомство с прошлых опытом пользователей. То есть заказчик нам присылает просто картинки с дизайном, которые мы собственноручно переводим в небольшой прототип и показываем его нашей выборке.
В этой сфере уже существует ряд решений, например, новый сервис Яндекс.Взгляд, который сейчас еще находится на стадии обкатки. Но его проблема в том, что тестировщики набираются с биржи Яндекс.Толока, то есть это случайные люди, которые просто ищут дополнительный заработок, зачастую они совсем не из целевой аудитории и никогда не станут реальными пользователями будущего продукта.
Мы же подходим к этой задаче более качественно: основатели проектов присылают нам описание своей целевой аудитории, и мы сами находим респондентов на форумах по интересам, в телеграм-каналах, сообществах в соцсетях и так далее.
В данный момент мы делаем отбор вручную, обкатываем модель в целом, потому что нашему стартапу всего пара месяцев. Но в ближайшем будущем мы планируем разработать автоматический бот, который будет это делать за нас. Пока что у нас нет такого большого потока клиентов, чтобы полностью переходить на автоматизацию.
Об идее и актуальности
Идея пришла на курсе по созданию технологического бизнеса. Когда занятия только начинались, мы рассуждали о предпринимательстве и его целях. Каждого из нас спросили: что у нас получается делать лучше всего? Я сразу сказала: делать сайты и приложения удобными, полезными и эффективными. Я всегда ратую за то, что интерфейс любого сайта нужно улучшать. Конечно, не бывает идеального интерфейса, но всегда надо работать над удобством для пользователя. Это можно назвать моим кредо ― и в работе, и в жизни. Дальше вопроса о том, в какой сфере искать тему для проекта на курс не стояло.
Мне отозвались слова преподавателя о том, что проект должен разжигать огонь в твоих глазах и заряжать также и окружающих людей. Бизнес — это про идею, которая приносит такую пользу людям, что они готовы платить за нее.
Так получилось, что у меня курс по созданию технологического бизнеса закончился как раз перед стартом набора в Преакселератор. Моим преподавателем на курсе был Максим Заикин ― он и позвал меня поучаствовать в преакселерационной программе. Конечно, его высокая оценка моего проекта замотивировала: всегда приятно, когда верят в твою идею и в то, что ты сможешь ее реализовать. Сложно представить, как все повернулось, если бы я не попала на этот курс и в Преакселератор. Наверное, так бы и ходила с кучей разных идей в голове и ничего бы не делала с ними.
Когда я только пришла на курс, у меня были грандиозные планы: с кем работать, для кого это делать. Первое, что сказал Максим: нужно сегментировать свою аудиторию и не пытаться своим продуктом удовлетворить сразу все потребности. Поэтому я решила сфокусироваться именно на стартапах, в том числе из Преакселератора и из ИТМО. Многие проекты пока что выходили на рынок, им сложно оценить опыт своих пользователей, потому что фактически никаких пользователей еще не существует. И для меня это возможность внести свой вклад в их развитие и помочь им определить слабые места, чтобы они могли двигаться дальше.
О клиентах и уже выполненных проектах
За те несколько месяцев, что мы работаем, через нас уже прошли около 15 стартапов. Также были просто пилотные, тестовые проекты, на которых мы в принципе обкатывали идею и смотрели, насколько она востребована, нужна ли в принципе такая услуга на рынке.
Сейчас мы уже перешли на коммерческие заказы ― люди сами находят нас через сарафанное радио. Мы еще не запускали ни лендинг, ни рекламу, просто к нам начали обращаться другие проекты из Преакселератора, из ИТМО, наши знакомые.
Например, сейчас мы работаем с проектом из ИТМО, который называется Synaps ― это плагин и платформа для хранения заметок в браузере. После этого мы перейдем к стартапу, который занимается разработкой мобильного приложения для цифрового благополучия: оно учит взаимодействовать с соцсетями и гаджетами в целом, чтобы контролировать этот процесс и избегать часовых листаний новостной ленты. Из тех проектов, которые мы уже закончили, самым интересным был проект GoCamp. Это огромная платформа ― агрегатор, где собраны все взрослые лагеря России.
Планы развития и опыт Преакселератора
Изначально мы предполагали сделать платформу, на которой стартапы могли бы выставлять информацию о своем проекте, задачи, которые они должны выполнить, анализ, описание целевой аудитории. Но пообщавшись с коллегами, мы поняли, что не хватает не платформы, а именно инструмента, который мог бы показывать, как пользователи взаимодействуют с платформой ― при этом без необходимости залезать в программный код.
Работа с кодом ― это достаточно трудоемкий процесс, который не всегда получается сделать быстро. А мы же нацелены на то, чтобы дать результаты быстро и точно, в минимально короткие сроки.
Пока что мы остановились на идее разработать плагин, который будет отслеживать действия пользователя на сайте и помогать UX-дизайнерам осуществлять анализ интерфейса самостоятельно. Пока что мы на стадии описания функционала и составления тех задания, но мы уже активно ищем разработчиков под этот проект.
Сейчас в нашей команде трое человек: я и моя одногруппница Анна Белова отвечаем за UX-анализ, и молодой человек, который общается с заказчиками и респондентами и в целом выполняет роль менеджера. В будущем мы планируем набрать побольше ребят в команду и выстроить более плотный поток заказов ― чтобы набираться опыта.
Могу сказать, что за то время, что наш проект находится в Преакселераторе, у меня поменялось мышление и отношение к предпринимательству. Сейчас для меня это про творчество, самовыражение и пользу другим людям. Благодаря нашим трекшн-митингам с ментором мне открылись новые пути развития, которые вначале были совсем не очевидны.
Что касается финансового вопроса, пока что у нас нет потребности в поиске инвесторов. На самом деле нам даже некуда эти деньги вкладывать. Сейчас задача ― определить потребность на рынке и его форму. В будущем, когда проект уже будет более оформленным, можно будет подать заявку на грант, либо пойти по пути инвестирования.