По пунктам:

  1. Я хочу стать стартапером, с чего мне начать?
  2. Говорят, что для взлета стартапу нужна оригинальная идея типа духов для уличных птиц. Это так?
  3. Как понять, что у меня появилась ТА САМАЯ идея?
  4. Идея есть, что делать дальше?
  5. Говорят, стартап ― это команда. Где взять команду?
  6. Где взять финансирование?
  7. А если инвестор заберет мою идею, а я останусь ни с чем?
  8. Сколько времени, скорее всего, уйдет перед тем, как я выйду на рынок?

Я хочу стать стартапером, с чего мне начать?

С идеи для стартапа! Если в голову ничего не приходит и никаких идей нет — проведите небольшое исследование: какие стартапы появились в этом году, насколько они успешны, какие проекты взлетели в течение двух лет. Подумайте, что можно было бы в них улучшить, если бы вы создавали собственный продукт? Если идея появилась — займитесь бизнес-планированием, проведите опрос среди знакомых и самостоятельно исследуйте рынок. После того, как появится понимание, что у идеи есть хоть какие-то перспективы, можно двигаться дальше.

Говорят, что для взлета стартапу нужна оригинальная идея типа духов для уличных птиц. Это так?

Главное, чтобы идея была востребованной и вы смогли ее реализовать своими силами. Не обязательно придумывать что-то совсем новое. Скорее наоборот: придумывать ничего не нужно. Гораздо эффективнее бывает копировать и улучшать. Вы должны сразу понимать: какие ресурсы потребуются для реализации идеи и где вы их возьмете.

Как понять, что у меня появилась ТА САМАЯ идея?

Очень просто: исследовать рынок и провести много проблемных интервью. Только так вы сможете проверить вашу идею. Проблемное интервью ― это первый и самый главный этап процесса customer development. Его задача ― выявить у вашей целевой аудитории повторяющиеся паттерны поведения, в которых возникает проблема. Проблемное интервью лучше начать с открытых вопросов о ситуации, в которой находится или не находится собеседник. Например: как вы понимаете, что будет интересно покупателю в следующем сезоне? Вы пытались когда-нибудь прогнозировать спрос? Ситуация, о которой рассказывает собеседник, должна быть реальной, а не гипотетической.

Идея есть, что делать дальше?

После того, как вы проверили идею и исследовали рынок, приступайте к планированию. Сделайте последовательный бизнес-план, рассчитайте экономику стартапа. Подумайте, какие ресурсы вам потребуются: деньги, время, люди. Включите все расчеты в бизнес-план. Оцените маркетинговую составляющую. Сложно? Помощь в проверке идеи и исследованиях могут оказать на различных площадках, в том числе в Преакселераторе ИТМО.

Говорят, стартап ― это команда. Где взять команду?

В тематических сообществах, среди знакомых и студентов. Так, в ИТМО есть Межвузовский клуб предпринимательства, работу он начнет этой осенью. Предполагается, что Клуб будет давать базовые знания в бизнесе и формировать студенческое сообщество предпринимателей. В Преакселераторе ИТМО тоже есть такая функция — ребята подают заявку, чтобы в дальнейшем присоединиться к стартапу.

Где взять финансирование?

Гранты, фандрайзинг, инвестиции. В Университете ИТМО есть Управление по развитию проектной деятельности, там студентам и сотрудникам университета помогают искать финансирование на различные проекты, в том числе денежные средства можно получить и на реализацию идеи для стартапа. Часто на первом этапе стартапы привлекают в основном личные сбережения и деньги родителей, друзей и знакомых. Ситуации очень разные, кто-то начинает совсем без стартового капитала. Но в среднем, чтобы заняться стартапом, потребуется от 500 тысяч рублей. Деньги нужны для того, чтобы сделать MVP, выйти на рынок и начать получать прибыль или привлечь инвестиции. Инвесторы всегда хотят видеть уже готовый продукт, а совсем без денег его бывает сделать сложно.

А если инвестор заберет мою идею, а я останусь ни с чем?

Как правило инвестору невыгодно воровать идею, что он будет с ней делать дальше? Только вы знаете все плюсы, минусы и подводные камни вашего проекта. Так что реализовать его с нуля другой команде сложнее, чем кажется. Кроме того, в договоре обычно прописаны все параметры сотрудничества. Составляйте и согласовывайте его с юристом.

Сколько времени, скорее всего, уйдет перед тем, как я выйду на рынок?

От полугода до двух лет. Все зависит от того, сколько времени и денег вы можете вложить в проект с самого начала.

Перейти к содержанию