Открыть свой бизнес мечтают многие ― осенью 2020 года о таком желании заявляла почти треть россиян. При этом около 97% стартапов прогорают в первый же год существования. Как найти свою нишу, как выбрать правильный рынок и создать нужный ему продукт, чтобы привести компанию к успеху, и зачем вообще основывать стартап ― все эти вопросы занимают людей, которые делают первые шаги в бизнесе.
Этим темам была посвящена лекция выпускника аспирантуры ИТМО, бывшего сотрудника Facebook и Microsoft, основателя компании SingleStore Никиты Шамгунова. Он выступил на Damo Day Преакселератора ИТМО.
Зачем строить свой бизнес
Первым делом Шамгунов остановился на том, зачем вообще открывать свою компанию. Причин для этого, по его мнению, может быть четыре. Первая ― у человека есть какая-то идея, мечта. Он хочет ее реализовать, готов тратить на создание приложения или изобретения часы и недели, хотя ему никто за это не платит. Если эта идея окажется удачной, то вокруг нее можно построить очень успешную компанию.
Первичной может быть не идея, а проблема. К примеру, человек замечает, что маломобильным людям трудно снимать что-то с верхних полок. Или сам он коллекционирует модели военной техники и не может никак с них аккуратно вытереть пыль. Если он попытается решить эту проблему, то также может построить вокруг своей идеи компанию.
Размер бизнеса будет зависеть от масштаба проблемы и количества потенциальных пользователей. Так, стартап, нацеленный на решение проблемы всех 13-летних подростков в мире, имеет шансы стать глобальной корпорацией. Фирма, которая придумала изобретение для коллекционеров марок, скорее всего останется небольшой, но может быть успешной в своем сегменте.
Бывает так, что человеку, давно работающему на рынке почтовых услуг или в компании по оптовым закупкам вина, видно, что в отрасли есть лакуна, очевидная ниша, которая не занята. Это тоже удачный момент для начала бизнеса.
Наконец, последняя причина, по мнению лектора, ― просто любовь к процессу создания продукта, команды, клиентской сети и так далее.
Остановился Шамгунов и на плохих мотивациях для построения бизнеса. Главная из них ― желание стать богатым и знаменитым. Стартапы создаются долго, долго не приносят денег, а работать начинающему предпринимателю приходится по 12 и более часов в день. Если же человек хочет только простой и богатой жизни, то он может просто не дождаться плодов своего труда.
«Если есть вещи, которые вы не хотите делать, вы хотите, чтобы кто-то другой делал их за вас, это нормально. Но если с таким отношением создавать бизнес, ничего не получится. Правильное поведение для предпринимателя: попробуй сделать все сам, прежде чем давать делать это другим», ― говорит Никита Шамгунов.
Правильный настрой для создания бизнеса
Однако даже тот факт, что предприниматель начинает бизнес, подталкиваемый нужной целью, не означает, что впереди его ждет легкий успех. Перед ним откроется огромное количество проблем, которых нет у крупных компаний. Все ― от производства продукта до найма сотрудников ― придется выстраивать с нуля. При этом компания в самом начале работы очень уязвима. Простая болезнь сотрудника, которую просто не заметит корпорация со штатом в 10 тысяч человек, может поставить на грань закрытия стартап с маленькой командой.
«Состояние души начинающего предпринимателя должно быть такое: "У нас обязательно все получится рано или поздно, но в ближайшее время все, что может развалиться, будет разваливаться". Нужно быть пессимистичным на ближайшее время и оптимистичным на долгосрочную перспективу», ― делает вывод Шамгунов.
Способного и перспективного предпринимателя отличает не наличие проблем, а умение с ними своевременно справляться и делать так, чтобы они не преследовали компанию на протяжении долгого времени, считает лектор.
«Допустим, у вас есть знакомый предприниматель и вы с ним каждые пару недель или каждый месяц разговариваете. Если он умеет решать проблемы, то вы заметите, что каждый месяц у него есть проблемы, но каждый месяц они другие. Потому, что предыдущие он уже решил. Это очень правильное свойство», ― приводит пример Шамгунов.
Наконец, заключает Шамгунов, начинающий предприниматель должен быть энергичным и искренним. Энергия необходима для того, чтобы постоянно решать проблемы и отвечать на новые вызовы. Честность же поможет собрать и удержать команду.
«В одиночку стартап не поднять. Так бывает, но очень редко. Нужно строить команды, а люди не любят работать на неискренних людей», ― добавляет он.
Какой должна быть команда
Какой должна быть команда стартапа? Какие люди необходимы начинающей компании? Прежде всего, это должны быть специалисты, понимающие в тех областях, в которых они работают. Если каких-то компетенций нет, то нужно либо быстро ими овладеть, либо бизнес не сможет развиваться.
«Надо смотреть, чтобы возможности членов команды дополняли друг друга, ― добавляет лектор. ― Например, кто-то умеет программировать, кто-то понимает в дизайне, кто-то очень хорошо понимает тех людей, для которых вы пишете этот продукт, и он постоянно с ними говорит. И конечно, вам обязательно нужны программисты в команде. Если в вашей основной команде нет программистов, то вам нужно будет их нанимать. А непрограммистам очень тяжело нанимать программистов».
При этом, в команде может не быть специфического человека, который хорошо разбирается именно в бизнесе. Если же он есть, подчеркивает Шамгунов, то у него должна быть какая-то «суперсила», которая необходима компании. Это может быть умение продавать, умение общаться с клиентами, строить комьюнити и так далее.
«Последнее, что нужно понять: команды работают на доверии, ― подчеркивает Шамгунов. ― Люди, которые являются частью команды, должны сильно доверять друг другу, своему менеджеру, сооснователям. Сооснователи тоже должны доверять друг другу, потому что иначе не получится».
При этом лектор подчеркнул, что команда не должна постоянно ссориться, но и любой ценой избегать внутренних конфликтов также не стоит.
«Это можно сравнить с отношениями супругов: если они слишком много ругаются ― плохо, если вообще не ругаются ― тоже плохо, потому что в этом случае начинают копиться обиды», ― заключил он.
Product/market fit
Найдя идею, мотивацию и команду, предприниматель должен сделать следующий шаг ― понять, как его концепция согласуется с потребностями рынка, проще говоря, найти product/market fit. Если это получится, компания взлетит, если нет ― скорее всего, прекратит существование.
«Нужно понимать, что это как написание популярной песни, ― приводит другу аналогию Шамгунов. ― Очень много людей могут научиться играть на музыкальных инструментах. Но гораздо меньше тех, кто может написать популярную песню. Найти product/market fit ― как написать популярную песню, готового рецепта нет».
Сначала необходимо создать гипотезу, затем, согласуясь с ней, создавать свой продукт. На каждом новом этапе работы над продуктом его необходимо кому-то показывать и проверять реакцию на его использование.
Поиск product/market fit может затянуться. Необходимо дать себе примерно год, чтобы убедиться, что гипотеза верна или, напротив, не верна. Дольше этого, скорее всего, пробовать не имеет смысла.
«Лучше остановиться и попытаться найти что-то другое. По крайней мере, сменить гипотезу или сменить продукт, ― говорит Шамгунов. ― Инженер номер один в нашей компании создал свой стартап и решил сделать аналог Siri, ассистента на телефоне. Он подолбился год, не заработало. Тогда он сделал поворот и создал другую компанию. Она взлетела, там сейчас работает 80-100 человек».
Необходимо учитывать, что product/market fit может иметь разные значения. Не бывает так, что продукт полностью решает все проблемы рынка. Иногда он может решить только маленькую их часть. В этом случае компания все же может быть создана, но вряд ли быстро станет крупной.
Возможности для участников Акселератора ИТМО
В конце своего выступления Никита Шамгунов объявил о том, что готов помогать начинающим стартаперам из программы Акселератора ИТМО. По его словам у него уже есть предварительная договоренность на этот счет с университетом.
«Я могу предложить так называемые офисные часы. Мы с командой ИТМО уже это обсуждали, ― заявил он. ― Раз в несколько месяцев ― у меня будет в календаре забито это время ― я могу встречаться с компаниями, которые находятся в какой-то точке развития. У них наверняка есть вопросы и проблемы, потому что у каждой компании есть вопросы и проблемы, а я могу помочь их решить».
Он также добавил, что может консультировать компании и за пределами «офисных часов», но лишь в том случае, если уже найден product/market fit.
«Индикатор, что вы нашли product/market fit: что-то в вашей компании растет минимум на 10% в месяц. Клики, доходы, скачивания, любой из показателей. Вы должны найти product/market fit. Идеально, чтобы ваш рынок был глобальным, или, по крайней мере, сфокусирован на Северной Америке. Тогда мы можем поговорить о финансировании», ― сказал Шамгунов.