— Почему вы пришли в технический вуз преподавать историю?
― В СПбГУ у меня была небольшая нагрузка, поэтому я искал дополнительную работу. Галина Петровна Жиркова, директор Центра социальных и гуманитарных наук ИТМО, предложила преподавать историю науки и техники, и я согласился. Меня всегда интересовала эта тема. Еще привлекла возможность поработать в непрофильном вузе.
Атмосфера ИТМО мне очень понравилась. Она способствует саморазвитию не только студентов, но и преподавателей — заставляет искать новые пути. Университет позволяет применять разнообразные подходы, вырабатывать новые методы работы, экспериментировать в нескольких областях, предлагать новые проекты. Мне, как ученому и педагогу, это очень интересно. Кроме того, я даже не ожидал, что студенты технического вуза будут с таким интересом погружаться в историю.
— Какие проекты вы уже реализовали в ИТМО?
― Уже второй год мы реализуем проект TECHNOHISTORY, который связан с различными сферами: это и современные информационные технологии, молекулярная биология, и космические исследования. Он вызвал горячий отклик среди студентов первого и второго курсов. Участники создавали различные продукты: мобильные приложения на исторические тематику, исследовательские работы, подкасты, видеосюжеты, интерактивные карты. В этом году мы дополнили проект еще одним — PETRO pr(i[t]mo), который связан с 350-летием Петра I (подробнее о нем ITMO.NEWS рассказывал в материале).
Студентам, которые продолжили работу над своими продуктами, мы предложили поучаствовать уже в более масштабных мероприятиях. Например, разработчики мобильных приложений смогут показать их на фестивале Rukami. Исследовательские работы мы также хотим представить на Петербургском историческом форуме, возможно, даже в рамках своей секции по истории науки и техники в Петровской эпохе.
— Как думаете, почему студенты технических специальностей проявляют такой интерес к истории?
― Думаю, что студентам не хватает этого в повседневной жизни. Большинство их предметов связаны с профессиональной деятельностью. Значительную часть свободного времени они тоже проводят в сети, за компьютерами, работают с программами. Им не хватает гуманитарной составляющей. Поэтому они с большим интересом всегда слушают, читают, смотрят то, что мы им предлагаем. Тут важен язык, на котором надо говорить с ними — не сухой академический, а понятный для них. Сами студенты всегда открыты для новых знаний и чувствуют в этом потребность.
— А как вы проводите занятия, чтобы они проходили на одном языке со студентами?
― Тут главное — разнообразие форм деятельности. На классическом семинаре преподаватель раздает задания, студенты их выполняют, выступают с докладами. Если такое повторяется из раза в раз, то возникает усталость, студенты не хотят продолжать учиться. А разные формы позволяют вовлечь аудиторию в диалог на семинаре. Я часто даю задания, связанные с поиском информации или работой с конкретными ресурсами в интернете, понимая, что для студентов это основной инструмент в современном мире. Они знают, как находить информацию, но не умеют ее проверять и сопоставлять. Зачастую, это происходит из-за нехватки времени или каких-то других причин. Всё ограничивается тем, что они берут статью из «Википедии» или другого ресурса и на основе этого выстраивают свое выступление. Но здесь важен практический навык работы с разными источниками информации, чему я и пытаюсь научить: критически оценивать их, использовать разные методы проверки и верификации, сопоставлять определенные ресурсы.
Например, одно из занятий я начинаю с вопроса: «Знаете ли вы, когда был создан первый действующий робот в истории человечества? Оказывается, его сделали еще в III веке до нашей эры. Он разливал вино и смешивал его с водой». Это один из эффектных приемов для вовлечения студентов. Дальше они самостоятельно изучают информацию по данному сюжету, сравнивают античную технологию с похожей современной, исследуют, используем ли мы что-то принципиально новое или, напротив, давно проверенное на опыте, и рассказывают об этом на занятии.
— Что самое сложное в работе преподавателя?
― Иногда трудно выстроить занятие так, чтобы все были вовлечены. Несмотря на все попытки, я вижу, что кто-то занят посторонними делами. В принципе я их понимаю, ведь и сам помню себя студентом — на некоторых предметах тоже, так сказать, занимался больше своими вещами. Вовлечение всех — это самая большая трудность. Всегда есть люди, которых очень трудно зацепить.
— А как вы относитесь к студентам, которые безразличны к предмету и приходят «ради галочки»?
― Стараюсь их вовлечь, пытаясь переводить предмет в сферу того, что их волнует. Иногда это удается. Но если человек упорно не желает ничего делать, то просто даю некоторый набор обязательных заданий. Тут он сам отвечает за то, что он делает. Думаю, у студентов нет обязанности проявлять интерес к каждому предмету. Преподаватель должен пытаться заинтересовать, но, к сожалению, не все будут увлечены историей. Не вижу в этом ничего страшного. В этой ситуации я не буду давить или читать морали. По моему опыту, это малорезультативно. Хуже, когда вся группа проявляет апатию. Это говорит уже о профессиональной компетенции преподавателя.
— Вы знаете четыре языка: английский, итальянский, древнегреческий и латынь. Почему изучали именно их?
― Я оканчивал кафедру истории древней Греции и Рима, где в обязательную программу входило изучение латинского и древнегреческого ― это нужно для работы с историческими источниками. Изучение не было простым, эта работа далась кровью и потом. Но думаю, впоследствии это во многом мне помогло. Помимо конкретной задачи — чтения документов, освоение языков заставляет работать голову, решать некоторые лингвистические задачи. Например, учить итальянский во время стажировки в Риме после латинского оказалось гораздо проще. И на самом деле это применимо и к современным иностранным языкам и даже к языкам программирования.
— В течение многих лет вы принимали участие в работе Нимфейской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. Расскажите об этом опыте подробнее.
― Для меня это возможность прикоснуться к истории собственными руками. В течение 10 лет я регулярно езжу в Нимфей, расположенный на Крымском полуострове. Там было сделано много интересных открытий. Однажды мне удалось найти практически целый сосуд изысканной формы, который, возможно, использовали для косметических нужд. Причем произошло это случайно, когда меня попросили выкопать бровку (граница между горизонтальной и наклонной плоскостями — прим. автора) для квадрата.
Раскопки ведут по общепринятым методам: закладывают определенные квадраты, снимают землю слой за слоем. Все это делают осторожно. Когда находим какие-то фрагменты, например сосудов или костей, то лопаты убираем в сторону и работаем уже мастерком, щетками, зачищаем, фотографируем и так далее. Собственно, поэтому раскопки — очень долгий процесс, он требует осторожности, аккуратности и соблюдения всех научных процедур.
Сам город интересный, он просуществовал почти 1000 лет и погиб во время Великого переселения народов. Сейчас это музей под открытым небом со свободным входом, где можно буквально погулять по улицам древности.
— Почему вас интересует именно античность?
― Это период «детства человечества», когда зародились многие привычные нам вещи: театр, философия, наука, демократия. Тогда люди еще осмысляли это, описывали в своих произведениях. Также в это время появились многие жанры европейской литературы, например роман и драма. На мой взгляд, это интересное время, когда были заложены основы современной цивилизации.
— В прошлом году вы стали победителем премии за достижения в образовательной деятельности Университета ИТМО по треку EduStars. Премия состоится и в этом году. Как вы в целом оцениваете эту инициативу?
― Думаю, это очень важная вещь, которой не хватает многим вузам. Такие конкурсы и премии повышают престиж преподавательского труда и оценивают его больше не с материальной, а моральной стороны. Это мотивирует и заставляет работать с еще большей отдачей.