По пунктам:

  1. Научные статьи сложно написаны и содержат много непонятных терминов. Читать Толстого и Достоевского проще?
  2. Из чего состоят научные статьи?
  3. Я хочу быть постоянно в курсе всего, что происходит в моей научной области. Как искать статьи и можно ли использовать открытые источники?
  4. В сети очень много всего. Как сразу понять, на что стоит потратить время, а на что ― нет?
  5. Что дальше?
  6. Так как, получается, читать статьи максимально эффективно?
  7. А как сделать собственную статью удобной и приятной для чтения?

Научные статьи сложно написаны и содержат много непонятных терминов. Читать Толстого и Достоевского проще?

Вряд ли можно однозначно сказать, что читать статьи о квантовой физике проще или сложнее, чем художественные романы, ведь у всех видов текста свои особенности. Да, в последнем случае чаще всего вы не встретите сложных терминов и непонятных слов. Но, в отличие от научных статей, в художественных произведениях нет единообразной структуры. Кроме того, каждое художественное произведение целостно, оно не может быть разбито на составные части. А значит, чтобы понять текст, его нужно читать от начала до конца. Результатом такого чтения будет общее впечатление. Его трудно формализовать, ведь каждый сделает собственные выводы из прочитанного. Главная цель научной литературы ― дать информацию и сформировать объективное знание. Поэтому структура научных публикаций всегда едина. Это позволяет быстро понять, о чем текст, сэкономить время и читать выборочно, концентрируясь на том, что действительно актуально.

Из чего состоят научные статьи?

В первую очередь, у всех научных статей есть заглавие, которое исчерпывающе отражает смысл текста, список авторов и их аффилиации (указание, какую научную организацию они представляют). Эта информация уже скажет о многом. Научный мир довольно тесен, и репутация играет в нем огромную роль, поэтому по именам авторов и их аффилиациям можно составить предварительное мнение о том, насколько высокое качество можно ожидать от научной работы, даже не читая ее. А ключевые слова в заглавии помогут не только сразу понять, о чем говорится в статье, но и искать другие статьи по этой же теме. Сам текст статьи состоит из аннотации ― абзаца, который кратко дает представление о содержании работы, введения, основной части, заключения и часто приложения, которое, например, содержит дополнительный иллюстративный материал.   

Я хочу быть постоянно в курсе всего, что происходит в моей научной области. Как искать статьи и можно ли использовать открытые источники?

Да. Как один из вариантов для поиска статей можно, например, использовать Google Scholar. Главный плюс ― это большая база, которой можно пользоваться бесплатно. Работает инструмент как привычный поисковик Google ― нужно вбить в окно поиска ключевые слова, а дальше уже работать со списком, который выпадет в ответ на запрос. При этом Google Scholar содержит статьи не только на английском языке, но и, например, большое число русскоязычных источников. Поэтому сервис принимает запросы и на других языках. Также научную информацию по математике, физике, IT и смежным наукам можно искать и в российских сервисах, например, на Math-Net.ru.

В сети очень много статей. Как сразу понять, на что стоит потратить время, а на что ― нет?

Во-первых, стоит обратить внимание на дату публикации: если вам нужны только свежие статьи, можно сразу отсеять нерелевантный контент. После этого внимательно читаем заголовок и оставляем только то, что кажется нам актуальным. Дальше, оставив определенный набор статей, заходим по ссылке и ориентируемся на содержание. В первую очередь, читаем абстракт ― по нему мы можем чуть более точно определить, касается ли статья нужной нам тематики или нет. После этого нелишним будет просмотреть весь текст и найти знакомые формулы и изображения, которые что-то могут нам сказать. Это первичный отбор ― он поможет нам исключить из списка статьи, на которые точно не нужно тратить время.

Что дальше?

На первичном этапе мы отобрали определенное количество статей, которые могут быть нам чем-то полезны. Осталось определиться: что точно нам подойдет и что мы будем читать полностью. Для этого, как это ни парадоксально, начинаем с конца ― читаем заключение, где авторы подробно описывают результаты, которые им удалось получить. Если мы понимаем, что нам это интересно, просматриваем основную часть, чтобы подробнее узнать о методах и ходе работы. Прежде всего обращаем внимание на формулы и рисунки.

Так как, получается, читать статьи максимально эффективно?

Итак, сначала смотрим дату, заголовок, авторов и аффилиации ― на этом этапе мы уже можем отсечь старые статьи и выбрать работы наиболее интересных нам исследователей. После этого приступаем к аннотации, это поможет нам отсеять публикации, которые точно не входят в нашу сферу интересов. Если мы почти наверняка поняли, что статья полезна, читаем заключение, где содержатся все выводы работы. Если это точно то, что нам нужно, читаем основную часть и введение ― все подробности вплоть до постановки задачи исследования. Введение статьи содержит ссылки на прошлые исследования и других авторов ― эта часть может пригодиться в том числе для подготовки собственных обзоров. Кроме того, эти данные можно использовать для дальнейшего поиска информации для своей работы.

А как сделать собственную статью удобной и приятной для чтения?

Как минимум, четко соблюдать общепринятую структуру. Нелишним будет разбивать текст на разделы и давать им максимально понятные, интересные названия, а также включать в статью качественные информативные иллюстрации. Но лучше не перегружать текст ― излишне подробные выкладки следует убирать в приложения.