— В ИТМО вы получили образование по специальности «Инженер компьютерных технологий». Почему когда-то сделали именно такой выбор?
— Я хотел быть программистом и подавал документы на факультет информационных технологий и программирования ИТМО. Но, когда пришел смотреть листы приема, оказалось, что меня зачислили на факультет точной механики и технологий. Первые два года у нас была единая программа, поэтому я не расстроился и пошел учиться на тот факультет, куда меня зачислили, при этом планируя перевестись к третьему курсу на информационные технологии. Но за два года я сдружился с ребятами, разобрался с местом, куда попал, и не стал ничего менять.
— Образование, полученное в ИТМО, помогло вам построить карьеру?
— В ИТМО, кроме учебы, я много занимался тем, что принято называть общественной деятельностью: был участником команды КВН, а впоследствии — ее капитаном, руководил студклубом. И если образование, полученное в ИТМО, стало базой, на которую в дальнейшем накладывались мои практические знания по технике, экономике и менеджменту, то благодаря КВН и студклубу у меня сформировались и развились лидерские, управленческие, презентационные и другие навыки, необходимые для того, чтобы стать эффективным руководителем и уверенно чувствовать себя в публичном пространстве.
— Учась в ИТМО, вы параллельно работали менеджером по развитию. Как вам удавалось совмещать эти занятия?
— Я совмещал работу и учебу, начиная с четвертого курса. И кроме того, как уже говорил, успевал играть в КВН и руководить командой. Но, насколько помню, от этого не страдала ни одна из сфер моей жизни. Наверно, так произошло благодаря гибкости в построении графика, умению договариваться и готовности работать весь световой день.
— Как началась ваша карьера в «ОБИТе» и что помогло вам в итоге дорасти до руководителя компании?
— Я пришел в «ОБИТ» на второй год существования компании простым менеджером по продажам. Тогда я не делал далеко идущих планов, но понимал, что телекоммуникации — это перспективная отрасль, а интернет пришел в нашу жизнь всерьез и надолго. Я много и упорно работал, буквально с раннего утра и до позднего вечера, и это помогло мне стать лучшим продавцом компании. Меня никто не заставлял — я просто поставил себе цель достичь высокого дохода и последовательно шел к ней.
Потом у нас освободилось место коммерческого директора, и мне предложили его занять. Помню, как меня спросили, готов ли я к этой должности, на что я без тени сомнения ответил: «Будьте уверены, хуже, чем сейчас, точно не будет». Весь разговор и принятие решения руководством заняло не более пяти минут. Как я позже узнал, такой же вопрос задали моему коллеге, но он ответил, что это серьезный вопрос и ему надо взять время подумать. Так что решительность и уверенность в себе сослужили мне хорошую службу.
Я и дальше продолжал работать, не дожидаясь, чтобы меня о чем-то просили или ставили цели, я сам ставил себе задачи, сам принимал решения. И со временем оказалось, что я решаю задачи, которые находятся в зоне ответственности не только коммерческого, но и генерального директора ― за исключением подписания части документов. Почему части? На тот момент у меня уже была обширная доверенность на подписание львиной доли бумаг. Однажды я пришел к собственникам и сказал, что меня пора официально назначить генеральным директором, раз уж по факту я выполняю его обязанности. Подчеркну, я сам пришел и высказал желание и готовность, а не ждал, что кто-то заметит, услышит и позовет. В текущей позиции я так же продолжаю уверенно смотреть вперед, не ожидая помощи или советов со стороны.
— В «ОБИТе» также работают другие выпускники ИТМО. Какие позиции они занимают, какие задачи решают? И есть ли что-то такое, что отличает выпускников ИТМО от выпускников других университетов?
— Основная масса ребят из ИТМО работают в коммерческом департаменте, многие ― на руководящих должностях. Но я бы не стал говорить, что выпускники ИТМО кардинально отличаются от выпускников других вузов — для нас важно, чтобы в команде были люди, которые поддерживают дух «ОБИТа» и разделяют наши ценности. Я ценю каждого своего сотрудника, вне зависимости от того, какой университет он окончил.
— У вас много наград в сфере бизнеса, в частности в 2010 году вы стали победителем ежегодной премии «Шеф года» в номинации «Молодой шеф», в 2011 году — отмечены в региональном этапе конкурса «Молодой предприниматель России», а в 2021 году вы возглавили тройку лидеров рейтинга «Топ-менеджеры года» по версии ИД «Коммерсантъ». Что для вас значат эти конкурсы и награды?
— Я совершенно спокойно отношусь к конкурсам. Победы в них не приносят успеха компании и не помогают стать лучше. Да, признание твоей заслуги — приятно, и ты получаешь внешнее подтверждение того, что ты идешь верной дорогой и принимаешь правильные решения, но реальный бизнес и премии живут в параллельных вселенных. Для меня большее значение имеют ежедневные успехи компании и ее сотрудников, а призы – не более, чем приятное дополнение.
— Вы не только руководите компанией, но и участвуете в развитии города. Например, реализовали масштабный проект в музее-заповеднике «Петергоф». Почему для вас это важно?
— История с Петергофом началась давным-давно, когда мы создавали Wi-Fi-сеть для бесплатного доступа к сети в Пулково, и я задал себе вопрос: «Можем ли мы еще где-то в Петербурге сделать Wi-Fi-зону, которая по масштабу сможет сравниться с сетью в Пулково?» Варианты кафе и ресторанов были недостаточно масштабными и интересными, и я вспомнил о Петергофе. Это ведь лицо нашего города. Любой человек, впервые оказавшийся в Петербурге, хочет увидеть знаменитые фонтаны, а еще это место дорого мне по школьным воспоминаниям.
В итоге я поехал в Петергоф с идеей сделать Wi-Fi в парке. Я смог достаточно легко договориться о встрече с руководителем ГМЗ «Петергоф» Еленой Яковлевной Кальницкой, и она поддержала мою идею, а от себя добавила, что ей давно хотелось сделать онлайн-трансляцию с демонстрацией «Самсона», чтобы люди, которые находятся далеко от Петербурга, могли увидеть, как фонтан «просыпается» и «засыпает». На том мы и договорились: нам предоставили доступ в парк, и мы начали строить сеть бесплатного Wi-Fi на его территории, а также установили камеру и организовали онлайн-демонстрацию «Самсона».
Петергоф стал первым парком в Европе, в котором появился бесплатный доступ в интернет для посетителей, а мы с Еленой Яковлевной получили приз от Правительства Санкт-Петербурга за внедрение новых технологий в музейном искусстве. С тех пор мы продолжаем поддерживать сеть в парке, ежегодно ее расширяем и дополняем, а еще, когда парк уходит в «зимнюю спячку», мы разбираем часть сети. Весной парк просыпается — и наша сеть вместе с ним.
В прошлом году мы реализовали большой и технически сложный проект по увеличению площади покрытия и улучшению сигнала на территории парка. Сложный, потому что при работе на подобных объектах, представляющих историческую и культурную ценность, в первую очередь стоит задача минимизировать любые вмешательства в первоначальный облик и не нанести урон памятникам на территории. Нашим инженерам пришлось проявить чудеса изобретательности, в буквальном смысле создавая связь между прошлым и будущим.
— Вы как-то сказали, что «в условиях общей нестабильности выигрывает тот, кто готов и обладает достаточными компетенциями, чтобы предложить не просто услугу, а многостороннее долгосрочное партнерство». Каких еще правил вы придерживаетесь в ведении бизнеса?
— Правил не очень много, но все они чрезвычайно важные:
- Принимать взвешенные, но быстрые решения.
- Не довольствоваться достигнутым.
- Не бояться меняться и делать изменения.
- Уметь признавать ошибки и делать из них выводы.
- Давать своим сотрудникам свободу принятия решений и разрешить им ошибаться.