Предложить идею компании и получить поддержку на развитие проекта
Если у студентов есть идеи для B2B-продуктов («бизнес для бизнеса» — прим. ред.) в сфере кибербезопасности или в B2C-проектов («бизнес для потребителя» — прим. ред.), которые создают или обогащают цифровой опыт пользователя (например, перевод решения, существовавшего преимущественно в офлайне, в онлайн-формат), они могут предложить их Kaspersky Product Studio. Как рассказала менеджер по связям с инновационной экосистемой Kaspersky Product Studio Елизавета Каленчук, компания готова рассмотреть идеи на ранних стадиях практически в любой области технологической вертикали ― это может быть блокчейн, финансовые технологии, решения для юристов и их клиентов, системы хранения данных, девайсы для контроля здоровья, цифровые коммуникации и мессенджеры. Но при этом важно, чтобы команда или лидер, если он занимается стартапом один, мог влиться в компанию, представлял, что хочет создать, какими функциями будет обладать продукт и какие задачи он будет решать. Также приветствуется экспертиза в разработке и запуске стартапов (но это необязательно).
Если сотрудники Kaspersky Product Studio одобряют идею проекта, в течение нескольких месяцев они валидируют гипотезы и, если они подтверждаются, предлагают стартапу стать резидентом. Также компания приглашает всю команду проекта в штат «Лаборатории Касперского», помогает с поиском нужных специалистов, предоставляет финансирование, поддержку бэк-офиса (юристов, HR-специалистов, бухгалтеров и других сотрудников внутренних отделов компании) и доступ к коммьюнити и партнерам. Вместе они создадут MVP (минимально жизнеспособный продукт — прим. ред.) и первую версию продукта, а затем масштабируют его. Взамен за эти ресурсы Kaspersky Product Studio выкупает долю в стартапе при условии, что он достигнет ключевых показателей в течение трех лет. Все эти шаги уже успешно прошли другие проекты, ставшие выпускниками бизнес-инкубатора «Лаборатории Касперского», например Kaspersky Antidrone — система противодействия беспилотникам на объектах любого масштаба, а также Polys — система безопасных онлайн-голосований на основе технологий блокчейна.
Тем, кто разрабатывает B2B- и B2C-проекты, связанные с телекоммуникациями, развитием мобильных приложений и инфраструктуры, маркетинговыми технологиями, улучшением клиентского опыта, ритейлом и интернет-магазинами, стоит присмотреться к технологической песочнице «МегаФон Sandbox». По словам аналитика команды инноваций «МегаФон», стартап-трекера, ментора карьерного сообщества ИТМО Кирилла Середенко, для участия в программе подойдут проекты раунда C+, то есть у команды должна быть не только понятная и измеримая гипотеза, необходимая экспертиза и MVP, но и первые продажи и, возможно, даже опыт работы с корпоративным сегментом. Также важно, чтобы команда стартапа была заинтересована в партнерстве с «МегаФоном», а пилот можно было реализовать за 90 дней в рамках предложенного бюджета.
Процесс работы со стартапами и запуска пилотных проектов в песочнице делится на несколько этапов:
Скаутинг и структурирование пилота. В течение 30 дней после получения запроса компания обрабатывает его, подбирает нужные воронки и связывается с контрагентами.
Запуск пилота. В следующие 90 дней запускается пилот, в который входят Fast Track (упрощенная процедура по подготовке документов), iBoard (утверждение проекта топ-менеджментом) и «Чемпионы» — внутренние бизнес-заказчики, которые сопровождают пилот на всех этапах. На этом этапе, кроме финансовой и экспертной поддержки, стартапу также предоставляют доступ к инфраструктуре, каналам продаж и магазину-лаборатории для тестирования технологий.
Дальнейшие решения. После пилота «МегаФон» решает, что делать со стартапом дальше: купить по модели лицензирования или M&A (сделки по слиянию и поглощению компаний — прим. ред.). Среди успешно реализованных идей, прошедших технологическую песочницу, ― голосовой помощник Ева, которую разрабатывают вместе с компанией Just AI. Она поможет абонентам «МегаФона» избегать навязчивых звонков спамеров.
Поддержка студенческого предпринимательства
Чтобы поддержать студенческое технологическое предпринимательство в сфере энергетики, в 2020 году компания «Газпром нефть» открыла в ведущих инженерных университетах Санкт-Петербурга, в том числе в ИТМО, пять энергетических клубов — сообществ студентов, преподавателей и выпускников, развивающих российскую энергоотрасль. В рамках клубов компания вместе с учебными заведениями и технологическими партнерами проводит цикл ежегодных мероприятий, направленных на реализацию стартапов и помощь с карьерным развитием.
В октябре на ярмарках энергетических идей компании рассказывают о технологических вызовах, которые могут решить студенты. Затем с ноября по апрель в акселераторе стартапов EnergyLab команды разрабатывают проекты при поддержке менторов и трекеров. В декабре они выступают со своими идеями на питч-баттле «Генератор», на котором победитель получает миллион рублей на реализацию проекта. Также он может рассчитывать на помощь «Газпром нефти» с привлечением экспертов, грантового финансирования и инвестиций и регистрацией компании и пилота.
Помимо этого, в марте можно поучаствовать в энергетической конференции St. PeteEnergY, а в мае — в состязании стартапов EnergyHUB и получить миллион рублей за победу. В прошлом году в этом конкурсе эксперты признали лучшим проект Powerplace по разработке интеллектуального модуля для станций быстрой зарядки электромобилей, а остальные три компании, участвовавшие в соревновании, привлекли финансирование на сумму более десяти миллионов рублей.
Как рассказала руководитель направления департамента технологических партнерств и импортозамещения ПАО «Газпром нефть» Ксения Опаровская, в этом году фокус компании немного сместился с «зеленой» энергетики на импортозамещение, а при отборе стартапов эксперты обращают внимание на самостоятельность и высокую мотивацию команды, а также на потенциал проекта на рынке.
Фонды и программы для digital-продуктов
По мнению руководителя направления департамента регионального развития Фонда «Сколково» Дмитрия Черкашина, Фонд будет полезен высокотехнологичным стартапам из разных сфер: это и финансовые и телекоммуникационные технологии, нефте- и газодобыча, искусственный интеллект, сенсоры, фармакология, и многое другое. Резиденты получают доступ к ряду сервисов Фонда, среди которых монетарная поддержка (грантовое финансирование, налоговые и таможенные льготы и возмещение инвестиций бизнес-ангелам), содействие в коммерциализации и выходе на международные рынки, акселерационные и менторские программы и так далее.
Если у студента есть проект и он хочет стать участником Фонда, необходимо выполнить ряд условий. Его исследовательская деятельность должна включать в себя прикладные, поисковые научные исследования, экспериментальные разработки или научно-техническую деятельность, которую в дальнейшем можно коммерциализировать. Участнику нужно иметь положительное решение в ходе предварительной экспертизы и статус юридического лица, но его можно получить позднее, если стартап станет резидентом Фонда.
Чтобы стать резидентом, необходимо пройти несколько этапов:
- Сначала нужно создать личный кабинет и заполнить заявку на сайте, рассказав о проекте.
- Если заявка оформлена правильно, ее направляют на экспертизу по существу. Здесь эксперты проверяют потенциал коммерциализации, конкурентные преимущества, теоретическую реализуемость стартапа и компетенции команды.
- После положительного заключения студент получает статус участника «Сколково». Если он хочет ускорить процесс вхождения в Фонд, можно воспользоваться платной услугой — программой Fast Track. После заполнения заявки в течение десяти дней участник готовит проект при поддержке менторов, защищает его, оформляет юридическое лицо и становится резидентом.
Помочь компаниям, разрабатывающим digital-продукты, например онлайн-сервис, платформу, агрегатор или игру, может программа Yandex Cloud Boost. Она решает проблемы, с которыми обычно сталкиваются начинающие предприниматели: это отсутствие доступа к новейшим технологиям и возможности быстро масштабироваться, расходы на инфраструктуру и многое другое. Участники Yandex Cloud Boost получают грант до 400 тысяч рублей на срок до 6 месяцев, технологическую поддержку, в которую входят консультации архитектора и обучение, B2B-сервисы «Яндекса» по специальным тарифам и продвижение для лучших участников (совместный PR, сообщество и мероприятия).
Руководитель сообщества стартапов Yandex Cloud Екатерина Лучанинова подчеркнула, что участвовать в программе могут только компании или индивидуальные предприниматели, которые разрабатывают собственные цифровые продукты на стадии MVP и при этом не являются клиентами Yandex Cloud. После того, как участник оставил заявку на сайте, сотрудники компании проводят с ним интервью. Затем стартап получает грант, тестирует платформу Yandex Cloud и мигрирует на нее в течение шести месяцев.
За три года существования Yandex Cloud Boost реализовал уже несколько проектов с разными организациями, например систему мониторинга промышленных садов на базе ботанического сада МГУ для прогнозирования урожайности. С командой Bauman Racing Team, занимающейся гоночными дисциплинами, компания разработала и обучила нейронные сети для беспилотного болида. Как отметил менеджер по работе с сегментом высшего образования Yandex Cloud Евгений Михайленко, у компании есть множество разных сервисов, но не всегда сотрудники находят способы, как с их помощью решить типовые задачи. Свежий взгляд студентов может помочь ответить на этот вопрос и предложить варианты нетрадиционного использования технологий.
У студентов ИТМО есть возможность пообщаться с разными крупными индустриальными партнерами, например «МегаФон» и Yandex Cloud, и получить экспертную и финансовую поддержку для технологического стартапа или проекта из сферы креативных индустрий (умные города, искусственный интеллект, компьютерная безопасность, виртуальная и дополненная реальность и многое другое). Для этого им нужно подать заявку на участие в Акселераторе ИТМО до 30 апреля.
Полностью посмотреть запись встречи с экспертами можно по ссылке.