MVP от междисциплинарных команд
Главная цель передовой инженерной школы (ПИШ) — подготовить инженеров-лидеров (principal engineer), которые смогут самостоятельно собрать команду специалистов из разных отраслей и возглавить ее, чтобы с помощью data-driven подхода разработать востребованный продукт и внедрить его в компанию-партнера университета. Для этого организаторы ПИШ объединили студентов первого курса магистратуры из области биотехнологий, химии, оптотехники и IT в команды, чтобы к концу обучения они создали минимально жизнеспособные продукты (MVP) на стыке этих направлений и предложили их крупным партнерам ИТМО.
«Почему важно создать MVP? Во-первых, это дает небольшую гарантию того, что после магистратуры студенты будут знать, чем они хотят заниматься, а самое главное где. Во-вторых, зачастую представителям бизнеса остро нужны определенные продукты, создание и поддержка функционирования которых в идеале должна обеспечиваться одним и тем же коллективом. В ПИШ у ребят есть возможность взаимодействовать с компаниями, чтобы определить механизмы комфортной и полезной работы в будущем, а также разработать MVP, поэтому часть продуктов должна встроиться в бизнес-цепочки наших партнеров — "Газпром нефти" и "Татнефти"», — объяснил руководитель ПИШ ИТМО и ведущий научный сотрудник химико-биологического кластера Александр Виноградов.
Стать выпускниками передовой инженерной школы могут 55 студентов трех магистерских программ ИТМО: «Химия и искусственный интеллект», «Инженерия машинного обучения» и «Инженерия цифровых систем». Также к ПИШ в рамках сетевого взаимодействия присоединились 12 студентов программы «Искусственный интеллект в биотехнологических системах» из Биотех-центра Альметьевского государственного нефтяного института.
Как отметил Александр Виноградов, именно эти образовательные программы больше всего совпадают с интересами индустриальных партнеров, а также развивают способности и знания ребят в применении подходов обработки данных. Например, «Татнефть» планирует развиваться в сфере высокотехнологичного биотеха, а «Газпром нефть» — в сфере оптотехники и цифровых систем. Но обе компании также заинтересованы в том, чтобы студенты владели не только hard skills каждый в своих областях, но и экспертизой в области применения, обработки и верификации данных и информации при работе с классическими алгоритмами и технологиями машинного обучения. Поэтому также важно привлекать в команду студентов программы «Инженерия машинного обучения», владеющих data-driven подходом.
Как устроено обучение в ПИШ
На первом году обучения участники ПИШ сформируют междисциплинарные команды, состоящие из физиков, химиков, биологов, специалистов по машинному обучению, бэкенд- и фронтенд-разработчиков, менеджеров по продукту и так далее. Главная задача, которая ставится перед командами, — разработать индустриальный или предпринимательский проект и получить поддержку от PI научного направления.
На втором курсе магистратуры участники должны решить, в какой роли они хотят работать в команде, и определиться со своим профилем в передовой инженерной школе. Студенты могут стать инженерами-интрапренерами, инженерами-брокерами, программными инженерами или инженерами-экспертами. Результаты, полученные в процессе выполнения проекта, студенты дорабатывают до прототипа устройства, а далее до минимально жизнеспособного продукта (MVP).
Чтобы помочь участникам справиться со всеми задачами по разработке продуктов, организаторы ПИШ будут проводить занятия с участием менторов — представителей компаний-партнеров. Например, на первом курсе о цифровых компетенциях и data-driven подходе расскажут эксперты ключевых IT-компаний, а об управлении продуктами — менеджеры продуктовых команд. На втором году обучения студенты узнают от брокеров индустриальных партнеров, как правильно анализировать бизнес-процессы и находить инвесторов и заказчиков, а от руководителей R&D-центров — как проводить исследования и разрабатывать инновационные технологические продукты. По окончанию обучения у студентов ПИШ будет возможность выбрать один из вариантов ВКР — диплом как стартап, как бизнес-аналитика или инженерный диплом и защитить свой продукт.
«Одна из особенностей школы заключается в том, что она является надстройкой над базовой образовательной программой. Другими словами, мы дополняем базовый трек майнорами, с помощью которых ребята получат сквозные компетенции специалистов передовой инженерной школы: data-driven подход и цифровые навыки, умение управлять продуктом и командой, бизнес-аналитику и предпринимательское мышление. ПИШ будет выпускать не просто инженеров или научных исследователей, а ключевых инженеров, которые способны стать лидерами групп и организовать команды для запуска продуктов», — рассказал директор по образованию ПИШ и руководитель образовательной программы «Инженерия машинного обучения» Дмитрий Ботов.
Как поддержат студентов
Для поддержки результативных разработок студентов организаторы запустят стипендиальную программу, в которой смогут участвовать только магистранты первого курса образовательной программы ПИШ. Она состоит из пяти этапов: нужно представить видение своего продукта, доказать состоятельность концепции, показать прототип, первую, а затем и финальную версию MVP. Особенность программы в том, что для каждого этапа стипендии согласовываются отдельно. Например, если студент не прошел со своим проектом первый этап, он может разработать прототип и присоединиться к конкурсу позднее, например на третьем этапе. Анонсировать запуск стипендиальной программы организаторы обещают в ближайшее время.
Студенты ИТМО, не обучающиеся на образовательной программе ПИШ, могут податься на грантовый конкурс по созданию продуктовой команды. Десять команд-победителей получат до полутора миллиона рублей на четыре месяца до конца 2022 года на развитие проектов. Для этого участникам конкурса нужно собрать междисциплинарную команду, которая владеет подходами, основанными на анализе и использовании большого объема накопленных экспериментальных и теоретических данных, и разработать масштабируемый продукт.
Мы поговорили со студентами, которые прошли отбор в передовую инженерную школу и узнали, как они относятся к новому формату обучения и какие проекты хотят реализовать.
Егор Карпаев
магистрант первого курса образовательной программы «Инженерия цифровых систем»
— В ПИШ очень необычная концепция и подача материала. Обычно учебные заведения просто готовят кадры, а здесь мы можем собрать команду, попробовать себя в разных ролях и сделать свой продукт, который будет востребован на рынке, и, вероятно, попасть с ним в компанию. Это хорошая возможность, поскольку после выпуска из университета не нужно отрабатывать и получать эти навыки в компании. Университет сразу предлагает получить опыт во время обучения, чтобы в итоге студент смог стать востребованным специалистом.
Изначально когда я поступал на бакалавриат в ГУМРФ им.адм. С.О. Макарова, я хотел стать специалистом по информационным системам. Но после первого курса переключился на 3D-моделирование, а в начале четвертого ― решил совместить его с 3D-печатью, сделав аддитивное производство основной темой в ВКР. Сейчас 3D-принтеры стали очень популярны, но они до сих пор сильно привязаны к месту. Малейшее колебание принтера при печати может разрушить слой, произойдет расслоение. Я хотел бы заниматься продвижением этой технологии, чтобы сделать ее более распространенной, удобной и способной работать с большим количеством используемых материалов.
Мария Еремеева
магистрантка первого курса образовательной программы «Химия и искусственный интеллект»
— Идея коллаборации с бизнесом и инженерами — это здорово, потому что очевидно, что развивать все нужные компетенции в себе и пытаться в одиночку придумывать и вести какой-либо продукт — нереально. Лучше быть ответственным за одну свою зону. Такие площадки, как ПИШ, помогают легко находить партнеров для коллаборации.
У меня есть очень много направлений, которыми я хотела бы заняться в ПИШ. Но пока сложно определиться с чем-то конкретным, потому что мою идею должен поддержать PI моего направления, а еще она должна быть интересна представителям компаний. Наиболее близкие мне сферы — это химия, медицина и фармацевтика, но я была бы не против посмотреть в сторону биотеха и нефтяной промышленности.
Михаил Гуревич
магистрант первого курса образовательной программы «Инженерия машинного обучения»
— Мне очень нравится идея ПИШ. Во-первых, организаторы хотят заниматься междисциплинарными командами. Мой личный опыт показывает, что действительно более качественные и конкурентоспособные проекты рождаются на стыке разных отраслей. Например, сейчас я задействован в двух таких проектах: один в сфере сельского хозяйства, а второй — медицины. Второй момент, который мне импонирует, — это пересечение образования с проектной работой. Это как раз то, чего сильно не хватает в университетах. После учебы студенты выходят в бизнесовый мир и не понимают, как зарабатывать деньги и делать нужные компаниям продукты. Мне нравится, что этому научат в ИТМО и дадут шанс потренироваться на практике.
Много лет назад я получил образование по специальности «Математик, системный программист», а теперь я перешел на направление, связанное с машинным обучением. Сейчас мне интересно пообщаться с ребятами из химии и биотеха, чтобы вместе обсудить интересные идеи.