— Для начала расскажите, как вы узнали о конкурсе и почему решили в нем участвовать?

— Я в принципе стараюсь участвовать во всевозможных конкурсах. Конкретно об ArtMasters узнал еще в прошлом году, — просто увидел его в интернете, обратил внимание на специализацию «Дизайнер виртуальных миров» и подумал, что у меня есть шанс победить.

В прошлом году я уже проходил первичный отбор по тесту и портфолио, но не смог преодолеть квалификационный этап, занял только 11 место. Думаю, что тогда просто не совсем правильно выполнил ТЗ — надо было создать некое выставочное пространство, как в музее, а я сделал котлован от метеорита и развесил картины там. Наверное, у меня вышло что-то странное и не совсем подходящее.

В этот раз на квалификационном этапе темой стало столетие джаза, поэтому я сделал некое абстрактное пространство с амфитеатром и сценой, на которой играли музыканты — с ним и прошел в финал. Правда, мне самому не очень понравился результат, так что не был уверен, что пройду отбор.

— Финальный ролик, за который вы получили первое место, вам понравился больше?

— Он получился сильнее, я пытался делать его на максимуме своих возможностей, продумывал каждый этап. Но на самом деле в финале оценивался не столько сам ролик, сколько его презентация и моя работа на всех этапах создания: как я взаимодействовал с режиссером, оператором, командой.

Ролик «Кострома» для конкурса ArtMasters

— Расскажите подробнее, как вы работали над роликом, в чем был концепт?

— У меня была задача сделать виртуальный мир, связанный с Костромой — нам достался этот проект в рамках общей темы «Культурный код». В итоге у нас с командой, куда входили художница по гриму Екатерина Кондратьева (она в итоге заняла второе место в своей категории с этой же работой) и сценаристка Лидия Ярцева, получился ролик по мотивам легенды о Костроме, которая утопилась от несчастной любви и превратилась в мавку (русалка в славянской мифологии  — прим. ред.). Сначала персонаж Костромы появляется в городском музее в качестве экспоната — для этой сцены я смоделировал костромские петровские игрушки и картину Айвазовского, которая действительно там висит. Девушка оживает, смотрит вокруг, видит картину с деревенским пейзажем, прикасается к ней и оказывается в другом мире — родном для себя крае. Там горят праздничные костры в честь Ивана Купалы, летают сказочные существа — птица Сирин и алконост, на холме виден костромской музей зодчества. Сам пейзаж я создавал на основе панорамы из Google Maps, но здание — чисто моя фантазия, сборная солянка из различных примеров древнерусской архитектуры. А магические существа взяты с традиционной костромской вышивки 17–18 веков.

Самой сложной задачей было не столько сделать виртуальное окружение, сколько снять ролик. Для этого мы поехали в студию «Останкино», где есть огромные LED-экраны, и нам нужно было адаптировать наш виртуальный мир под них — не только, чтобы показать в большом разрешении, но и для интерактивного взаимодействия. Так что мне пришлось писать скрипт, который включал свет при касании экрана.

На все съемки у нас было всего два часа, но нам очень помогли наши менторы, которые посоветовали, как все настроить и запустить.

Виртуальный мир, разработанный Даниилом Зуевым на конкурс ArtMasters

— Вы когда-нибудь раньше работали с LED-экранами? Почему это было необходимо, просто обойтись зеленым фоном не получилось?

— Это новая технология, которая совсем недавно нашла применение в кино и продакшене и еще только осваивается. Но, например, с их помощью снимали сериал «Мандалорец». LED-экраны очень удобны, когда нужно использовать графику в режиме реального времени — они могут сразу дать нужное освещение для персонажа-актера, а еще позволяют мгновенно менять окружение. Но, конечно, это намного дороже, чем обычный зеленый фон. 

По условиям конкурса нам нужно было сделать виртуальную реальность именно под такой продакшн. Пришлось в быстром режиме смотреть разные гайды, но, повторюсь, очень сильно помогла техническая команда.

— Получается, во время конкурса вам удалось сильно прокачать свои навыки?

— Действительно, многие моменты мне пришлось изучать в быстром темпе буквально с нуля. Например, до этого я особо не пользовался Unreal Engine — все планировал когда-нибудь сесть и подробно его изучить, но так этого и не сделал — а тут все надо было делать именно с его помощью. Но мне очень помогли менторы и товарищи — среди участников были люди, которые гораздо сильнее меня прокачаны в техническом плане и уже выигрывали гранты от крупных компаний вроде Epic Games Store. У нас была абсолютно дружеская атмосфера — никакой конкуренции или вражды, все общались и помогали друг другу.

Прочитайте также:

Метауниверситеты и большой адронный коллайдер у себя дома: как метавселенная влияет на образование и науку

Студент ИТМО создал сервис, позволяющий контролировать звучание музыкальных инструментов с помощью эмоций

Студенты ИТМО создали VR-игру, посвященную вселенной «Гарри Поттера»

— Как вы думаете, что все-таки помогло вам выиграть на этот раз — не просто пройти квалификационный этап, но и победить? Дополнительный год учебы как-то сказался на этом успехе?

— Думаю, я стал более осознанно подходить к задачам — это и помогло. Я был готов ко многим моментам, предполагал, что может пойти не так, и заранее продумал, как это можно исправить. Одним словом, понял, что все это — серьезные вещи, и готовился к ним основательно. С технической точки зрения мне нужно еще много что изучить, но мои навыки, пусть даже на базовом уровне, уже позволяют сделать немало.

Во многих моментах мне действительно помогло то, что я узнал в ИТМО. Например, предмет «Основы композиции» дает базовое понимание, как все должно быть выстроено в пространстве. Также мы скоро начнем изучать Unreal Engine. Если хочется сделать что-то сверхвыдающееся, конечно, нужно много что изучать помимо учебной программы. Но образование в университете точно дает основу и разжигает интерес — а дальше ты сам уже должен этот интерес развивать.

— Как вы планируете потратить призовые деньги?

— Их можно потратить либо на оборудование, либо на обучение, либо на проект. У меня уже есть задумка для проекта, но не уверен, что там понадобится какое-то серьезное финансирование. Так что скорее всего пока отложу деньги — возможно, когда-нибудь они понадобятся на оплату обучения.

— А что за идея проекта?

— Это будет некое продолжение, расширение моего проекта с детскими рисунками (в своем проекте, который назывался «Особенный мир», Даниил переводил в 3D рисунки подопечных инклюзивного центра «Йом-Йом» и продавал в виде NFT. Часть вырученных средств пошла на благотворительность —  прим. редакции) — но уже в коллаборации с художницами по гриму и костюмам, с которыми я познакомился во время конкурса. Мне бы хотелось вместе с ними создать линейку виртуальной и реальной одежды, созданной по эскизам детей, и чтобы ее еще можно было раскрашивать. Хочется сделать что-то большее, чем футболки с рисунками — что-то прям интересное, художественное. Думаю, это будет не так сложно, учитывая, что все компетенции для этого у нас уже есть.

Фрагмент одной из работ из серии Даниила Зуева «Особенный мир». Изображение предоставлено автором

Фрагмент одной из работ из серии Даниила Зуева «Особенный мир». Изображение предоставлено автором

Дополнительно я хотел бы устроить модный показ этих вещей — уже придумал, как это все должно выглядеть. Это должно быть помещение с белыми стенами, на которых посетители смогут рисовать мелками, а еще там будут проекции или экраны с виртуальной коллекцией.

Мне бы хотелось создать такое радостное, интерактивное, живое пространство — скорее, даже не для детей, а для взрослых. Чтобы все могли немного отвлечься от депрессивных новостей, уйти ненадолго в эскапизм, порисовать мелками, получить немного радостных, детских эмоций.

— А что насчет стажировки в «Останкино», примете их приглашение?

— Очень надеюсь, что со стажировкой все получится. Пока что меня позвали пройти преддипломную практику в анимационной студии «Останкино» — они планируют делать новую детскую передачу, и для этого им нужно виртуальное окружение. Мы пока что договорились, что я подкачаю свои навыки и приду к ним.