Рынок труда стремительно меняется. На это обращают внимание и авторы ежегодного доклада The Future of Jobs Report 2023, представленного на Всемирном экономическом форуме. В отчете также подчеркивается важность надпрофессиональных компетенций сотрудников организаций. В России исследования «потребностей» работодателей и молодых специалистов проводятся нерегулярно и лишь крупными корпорациями. Преподаватели Института Международного развития и партнерства ИТМО Юлия Романенко, Мария Степанова и Надежда Максименко провели исследование в целях анализа общей ситуации на российском рынке труда и повышения качества обучения «мягким навыкам».
Работа проходила в три этапа. На первом — проводился анализ научной литературы по этой теме за последние десять лет, а также данных 67 тысяч вакансий на платформе hh.ru, соответствующих профилям обучения студентов ИТМО. После совместно с Центром рейтинговых исследований университета авторы разработали анкеты для студентов, имеющих опыт работы, и работодателей — представителей компаний-партнеров вуза Яндекс, Biocad, Газпромнефть. Анкетирование проходило в асинхронном режиме, а глубинные интервью — в формате личных встреч. Всего было опрошено 822 человека. Количество глубинных интервью среди студентов составило 23, среди представителей бизнеса — 20.
«Студенты и работодатели по-разному определяют приоритетные soft skills. Первые чаще всего говорят о важности лидерских навыков. Представители бизнеса — об умении работать в команде. Сотрудники организаций отмечают, что командной работы над проектами с каждым годом становится больше. При этом команды собираются из специалистов разных сфер, например, IT, медицины и рекламы. А это люди с разным типом мышления, говорящие на разных профессиональных языках. Поэтому им зачастую трудно выстроить коммуникацию, чтобы работа проходила быстро и качественно, как того требует бизнес», — отмечает один из авторов исследования, преподаватель Института международного развития и партнерства ИТМО Юлия Романенко.
Среди других умений, присущих успешным молодым специалистам, представители компаний выделили навыки критического мышления и аргументации, обучения и работы с информацией, ведения переговоров и публичных выступлений, а также управления эмоциями, особенно в стрессовых ситуациях.
Одной из проблем во взаимодействии новичков на рынке труда и работодателей была названа разница в понимании самих soft skills. Так, в ходе глубинных интервью выяснилось, что лидерские качества, определенные студентами в качестве приоритетных, также важны и для работодателей. Однако эти умения, по мнению большинства, входят в навыки командной работы и в описании вакансий чаще всего не обозначаются. Поэтому молодым специалистам важно научиться правильно выстраивать общение еще на этапе собеседования, чтобы понять, что от него требует работодатель.
Исследователи также отметили потребность студентов в прохождении курсов на английском языке и в асинхронном режиме. Все больше учащихся выбирают самостоятельные занятия в онлайн-формате. Кроме того, респонденты отметили, что для них наиболее привлекательна система микромодулей — когда студент сам «собирает» программу из отдельных курсов, уделяя внимание тому, что кажется важным именно ему.
Образовательная программа по soft skills реализуется в ИТМО с 2018 года. Результаты этого исследования также были применены для актуализации курсов. Теперь студенты могут «прокачать» свои навыки в рамках дисциплин «Работа в удаленных командах», «Современные бизнес-коммуникации» или «Управление конфликтами». Кроме того, авторы программы откорректировали методику обучения: добавили больше групповой работы, чтобы на разных этапах взаимодействия каждый студент мог почувствовать себя фасилитатором. Пополнили список курсов такие дисциплины, как «Управление стрессом и профилактика выгорания», «Самопрезентация и питчинг», «Управление карьерой» и «Стратегии эффективных переговоров с работодателем». Часть из них теперь доступна и на английском языке. С осени учащиеся ИТМО смогут «собирать» этот образовательный блок самостоятельно из тех курсов, которые покажутся им наиболее интересными.