Хакатон стал открывающим мероприятием в акселерационной программе ИТМО Фуд, которая реализуется благодаря федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства». Соревнование проходило в гибридном формате — решать кейсы и задавать вопросы экспертам «ВкусВилла» можно было как онлайн, так и очно в коворкинге ИТМО. В первый день хакатона участникам представили четыре реальных кейса на выбор по автоматизации бизнес-процессов. На следующий день командам провели экскурсию по дарксторам — специальным складам, где хранятся и собираются онлайн-заказы, и рассказали, как компания обрабатывает и доставляет товары. Завершился хакатон финальным питчем, на котором 17 команд защитили свои решения перед экспертами.
«В студенческом сообществе, в частности в ИТМО, есть огромное количество наших единомышленников и будущих сотрудников, которыми мы вдохновляемся. Во "ВкусВилле" работают одни из лучших профессионалов в стране, но тем не менее нам важен свежий взгляд со стороны, как можно по-другому решать повседневные задачи компании. В этом нам помогают молодые, талантливые ребята, которые предлагают разные креативные идеи. Многие предложения заслуживают внимания, наши эксперты еще раз рассмотрят их и попробуют внедрить в процессы компании, а с некоторыми студентами продолжат сотрудничество», — отметил лидер развития инноваций «ВкусВилл» Сергей Куницын.
В хакатоне приняли участие студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры российских вузов и школьники, у которых есть знания или опыт в 1С-разработке, бизнес-аналитике, продакт-менеджменте или UX/UI-дизайне.
Какие проекты победили
В кейсе «Инвентаризация 2.0» команды искали способ автоматизировать проверку фактического остатка товаров на складе даркстора. Сейчас сотрудники магазина пересчитывают продукцию 10–20 раз в день и тратят на это более девяти часов. Команда-победитель создала систему рейтинга для каждой учетной единицы товара, который рассчитывается на основе ряда параметров — например, срока годности, количества на складе и времени с последней инвентаризации. Коэффициенты значимости к этим параметрам рассчитываются с помощью машинного обучения — это был первый опыт работы студентов с алгоритмами.
«Мы узнали о хакатоне от "ВкусВилла" благодаря Технопарку ИТМО. Мы регулярно участвуем и периодически побеждаем в хакатонах, но это было первое соревнование с такой интересной реализацией. Обычно для решения бизнес-задачи приходится искать информацию из интернета, а здесь нас водили на экскурсию в даркстор и рассказали об организации его работы. Сотрудники даркстора и эксперты "ВкусВилла" были заинтересованы в том, чтобы решения получились максимально приближенными к реальности, поэтому подробно отвечали на наши вопросы», — рассказала участница команды-победителя, студентка второго курса факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Анастасия Богданова.
Сотрудникам дарскторов не менее важно знать, где именно находятся товары с заканчивающимся сроком годности. Сейчас периоды хранения проверяются либо вручную, либо с помощью журналов сроков годности. Для кейса «Контроль сроков» команда-победитель «По сути вкусно» решила ускорить этот процесс с помощью раздельного хранения продуктов. На одной полке могут лежать разные товары, но у всех должна быть одинаковая дата поступления. Вся информация хранится в базе данных, а алгоритмы искусственного интеллекта подсказывают сотруднику, на какой полке складировать продукты, а сборщику — откуда забрать.
При большом объеме заказов один сборщик может параллельно собирать до трех заказов одновременно. Но при этом он чаще совершает ошибки — например, путает товары для двух заказов или неправильно раскладывает продукты разного типа по пакетам. Чтобы ускорить сборку и уменьшить количество недочетов, в кейсе «Параллельная сборка» команда-победителей «Четверо в лодке, не считая ВкусВилл» предложила упаковывать заказы в пакеты с разными цветовыми метками и взвешивать, чтобы предполагаемый вес соответствовал реальному.
Когда в даркстор приходит большой заказ, его делят между сборщиками. Они собирают по половине товаров, фасуют по пакетам и запечатывают каждый этикеткой. В финале сборки весь заказ скрепляется общим стикером, на котором написано, сколько пакетов должен получить курьер, а затем и покупатель. Но во время сборки сложно спрогнозировать, сколько всего в итоге понадобится этикеток и пакетов. Для решения этой проблемы в кейсе «Как не потерять пакет» команда-победитель «Вкус Няшки» представила модель машинного обучения, которая заранее рассчитывает количество пакетов и время на подготовку заказа у каждого сборщика.
Все четыре команды победителей получили по 5000 баллов «ВкусВилла», профессиональную технику в виде микрофонов, музыкальных колонок и наушников, а также возможность внедрить свою идею в работу компании.