Организаторы проекта адаптировали классический формат стартап-инкубаторов под особенности рынка пищевых технологий. Основная идея — провести участников по полному пути создания продукта: от разработки идеи до размещения на полке магазина. Партнерами выступили более 20 вузов России, Белоруссии, Киргизии и Казахстана, а также компании-поставщики продукции торговой сети.
Заявки на участие в инкубаторе подали более 70 команд. Соревнование проходило в рамках двух треков: «рыбного» и «молочного». На первом этапе участники представили свою идею продукта — он должен был иметь срок годности от 3 суток, при этом не содержать вредных добавок, и решать проблему целевой аудитории, которую каждая из команд определяла сама. Так, студенты ИТМО, присоединившиеся к «молочному» треку, работали над полезной альтернативой кофе и энергетиков, а те, кто попал на «рыбный», искали способ облегчить и ускорить процесс приготовления минтая. Участники, которые прошли отборочный тур, на протяжении трех месяцев выполняли задания, участвовали в мастер-классах от экспертов «ВкусВилла» и компаний-партнеров и доводили проект до готового MVP под руководством трекера. До финала дошли 14 проектов.
«На каждом из этапов работы над продуктом участников консультировали опытные технологи, маркетологи и другие специалисты “ВкусВилла” и их заводов-поставщиков. Они делились опытом, как правильно проводить анализ рынка и как найти своего потребителя, подобрать оптимальную рецептуру продукта и сделать нужную упаковку. Ребята могли получить фидбек в любое время от тех, кто знаком с бизнес-процессами фудтеха изнутри, и понять, какие теоретические и практические знания, полученные в университете, действительно нужны в реальном бизнесе», — отмечает кандидат технических наук, доцент факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО, эксперт рынка Фуднет, лидер направления «Новая еда» НТИ РФ Ольга Орлова.
Ольга Орлова и участницы команды «рыбного трека». Источник: t.me/kollab_vv
В финале участники презентовали общую концепцию проекта перед жюри и инвесторами и представили на дегустацию первые версии продуктов. Команда из ИТМО TechSol заняла второе место в «молочном треке». Сейчас студенты совместно со специалистами «ВкусВилла» дорабатывают их проект высокобелкового йогурта с матчей и пробиотиками и готовят его к переходу в стадию пилота. В планах — разместить йогурт на полках торговой сети, а также расширить линейку вкусов за счет добавления различных суперфудов. Кроме того, участники команды планируют присоединиться к совместному проекту НИОКРТ ИТМО и «ВкусВилла» по разработке кисломолочной закваски и продуктов на ее основе.
«В “КОЛЛАБЕ 2К24” нас привлекла возможность создать продукт, который бы стоял на полках реального магазина. И сейчас мы на пути к этому! В рамках инкубатора благодаря помощи экспертов и трекера нам удалось создать комплексный, функциональный продукт, который одновременно бодрит, насыщает и остается полезным. Мы стремились, чтобы наш продукт стал своеобразным "биохакингом" для организма. Большим плюсом в работе над проектом стал формат общения с трекером — это помогло понять, как мыслят бизнес-эксперты. Также благодаря финансовой помощи организаторов мы могли не ограничивать себя в покупке необходимого сырья для экспериментов с рецептурой. Это позволило поэкспериментировать со вкусами и добавить разнообразия в линейку нашего продукта», — рассказывает участник команды TechSol, бакалавр факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Артемий Вербицкий.
Специальный приз зрительских симпатий также получили студенты ИТМО. Их команда «Всё минтайное становится явным» разработала замороженный ужин с минтаем в формате ready-to-cook «по-грузински» и «по-средиземноморски». Еще во время участия в инкубаторе на проект обратила внимание группа компаний «Агама» и предложила продолжить работу вместе. Сейчас команда ведет переговоры с компанией о выводе продукта на рынок. Замороженный ужин планируется продавать через интернет-магазин «Агамы» и торговые сети ее партнеров.
«Нашей целью участия в инкубаторе было узнать больше о “ВкусВилле” и получить оффер в компанию. И отчасти ее удалось достигнуть: одному из участников команды предложили присоединиться к профильному отделу торговой сети. Кроме того, во время работы над проектом мы по-новому посмотрели на процесс производства еды. До этого мы фокусировались только на том, как сделать продукт. На “КОЛЛАБЕ 2К24” нас учили в первую очередь думать, для кого мы его создаем. Это позволяет сразу работать над нужным потребителю проектом. Также благодаря общению с представителями бизнеса мы узнали о реальных трендах россисйкого фудтеха, потребностях рынка и компаний — потенциальных инвесторов», — говорит участник команды «Всё минтайное становится явным», магистрант факультета технологического менеджмента и инноваций ИТМО Полина Попова.