Равные возможности для всех
Цифровая доступность ― это концепция, которая предполагает, что любыми цифровыми сервисами ― сайтами, социальными сетями, ПО и другими продуктами ― могут пользоваться все, в том числе люди с ограничениями по здоровью.
У каждой группы пользователей свои особенности ― а значит, для каждой нужно разрабатывать свои инструменты, часто их еще называют ассистивными технологиями. Этим и занимаются специалисты по цифровой доступности.
Незрячие и слабовидящие люди ориентируются в пространстве с помощью слуха. И интернет ― не исключение. Поэтому в Сети они используют скринридеры ― специальные программы, которые разрабатываются как для веба, так и для мобильных устройств и зачитывают пользователю всё, что происходит на экране. Людям со слабым зрением сложно различать изображения и мелкие детали, поэтому для них разрабатывают специальный дизайн страниц ― с увеличенным масштабом и шрифтом, другой, более удобной цветовой схемой, а также добавляют возможность отключить изображения и прочитать их текстовое описание.
Для слабослышащих и глухих очень важно, чтобы в видео были субтитры или ролики сопровождались сурдопереводом. Причем, профессиональные сурдопереводчики часто передают не только формальный смысл происходящего, но и ритм и настроение.
Людям с нарушением когнитивных способностей (например, с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и дислексией) или интеллектуальными нарушениями (например, синдромом Дауна), сложно ориентироваться в нагруженном дизайне и абстрактных длинных текстах. Поэтому при разработке сервисов для такой группы пользователей лучше оставлять больше свободного пространства между блоками, использовать простые геометрические формы, высокую контрастность и крупный шрифт. Язык тоже надо адаптировать ― писать более короткими предложениями и не использовать сложные термины.
Но технологии цифровой доступности помогают и пользователям без ограничений по здоровью: согласитесь, что вы не будете включать видео на полную громкость в транспорте, а скорее, быстро посмотрите его с субтитрами. Еще один пример ― та самая темная тема, которая меньше утомляет глаза, специальный режим для чтения, а также интерфейсы для пожилых людей, которым удобнее воспринимать информацию, написанную более крупным шрифтом.
Прочитайте также:
Цифровая доступность в цифрах
По данным исследования Яндекса, хотя бы одну настройку цифровой доступности на iOS и Android использует более половины (51%) пользователей приложения «Яндекс Браузер». А у ВКонтакте таких респондентов оказалось еще больше ― 77%. Пользователи платформы настраивают темную тему, размер шрифта и контрастность, используют скринридер или функцию озвучивания экрана, смотрят видео с субтитрами или монозвуком.
Но, как подчеркивает Алена Джумагулова, несмотря на высокую востребованность ассистивных технологий, по факту ими обладают далеко не все цифровые продукты.
«Крупные компании, например ВКонтакте, Яндекс, Додо Пицца, адаптируют свои продукты под разные группы пользователей, но в остальных случаях повышение цифровой доступности — выбор самой компании. Более 50% предпринимателей считают, что их продукты не востребованы среди людей с ограничением по зрению или слуху. К тому же сложно подсчитать точное количество пользователей с ограниченными возможностями. В то же время у 74% людей с инвалидностью возникают сложности с покупкой каких-либо товаров. Получается замкнутый круг: нет спроса — нет адаптации продуктов, но без нее новые клиенты не появятся», ― говорит она.
Как менять ситуацию
Продвигать цифровую доступность на государственном уровне. Например, в сентябре 2024 года Минцифры России обновил список требований, которые помогут сделать официальные сайты госструктур более удобными для незрячих и слабовидящих.
Воспитывать новых специалистов. В IT уже появилась новая профессия — тестировщик невизуальной доступности. Им может стать незрячий человек ― такой специалист проверяет удобство цифровых сервисов и предлагает рекомендации, как их улучшить. Например, он проверяет, есть ли на сайте горизонтальные слайдеры или всплывающие окна, которые может не прочесть скринридер, можно ли увеличить масштаб сайта до 200% и достаточно ли полно альтернативный текст описывает изображение или кнопку действия. Проверять доступность продуктов помогает специальная документация, например международное руководство по обеспечению доступности веб-контента от Консорциума Всемирной паутины, российский стандарт по доступности цифрового контента (ГОСТ Р 52872-2019) или гайды от частных компаний — «Сбера» или «МТС».
В ИТМО тоже можно получить профессию в области цифровой доступности. Магистратура «Программирование для незрячих и слабовидящих» подходит выпускникам бакалавриата технических и инженерных специальностей. Она готовит системных администраторов, DevOps-инженеров, тестировщиков и разработчиков специального программного обеспечения и приложений для людей с ограничением по зрению.
А в магистратуре ИТМО «Мультимедиа-технологии, дизайн и юзабилити» студентов обучают человеко-машинного взаимодействию, проектированию и графическому дизайну интерфейсов систем и приложений, в том числе для людей с особенностями здоровья. Выпускники программы становятся UX/UI-, XR- (дополненная, смешанная и виртуальная реальности), мультимедиа- или геймдизайнерами, которые могут заниматься своими проектами или проводить исследования на заказ (например, один из реальных проектов включал изучение цифровой доступности сайта Русского музея).
Кроме того, в ИТМО ежегодно проводится международная конференция WUD@ITMO, посвященная Всемирному дню юзабилити. На мероприятии специалисты в области проектирования и исследования интерфейсов делятся кейсами и обсуждают, как сделать приятным и удобным взаимодействие человека и информационных систем. Отдельные лекции посвящены проектированию интерфейсов для людей с особыми потребностями.
Прочитайте также:
ИИ в помощь
Еще одна возможность для развития инструментов цифровой доступности ― технологии искусственного интеллекта. Уже есть масса примеров ИИ-сервисов, которые помогают облегчать жизнь людям с ограниченными возможностями здоровья. Например, помощники для незрячих и слабовидящих ― Seeing AI или Be My AI. С помощью камеры смартфона эти сервисы рассказывают об окружающих человека предметах, описывают изображения, распознают печатный текст по фото и могут его озвучить.
А для глухих и слабослышащих людей созданы ИИ-сурдопереводчики вроде signfordeaf для англоязычных и «Сурдо-помощь» для русскоязычных пользователей. Они мгновенно переводят жестовый язык в текст и наоборот ― это помогает нормально общаться с людьми, которые не владеют жестовым языком.