— Как Вам в принципе пришла идея создать ИИ-приложение, которое помогает читать классическую литературу?

— Я учился в гимназии, где на глубоком уровне преподавали литературу ― у нас был очень хороший учитель, и мы постоянно вместе разбирали глубокие философские мысли в книгах. Потом я ушел в IT, поступил в технический вуз, устроился в IT-корпорацию и стал много работать с LLM-решениями. Мое окружение стало скорее техническим, подробно обсуждать художественные произведения стало не с кем. Но сам я продолжил читать классику, увлекся Достоевским, и мне всегда хотелось копнуть глубже, лучше понять его идеи. В одиночку это было не так легко, как под руководством учителя ― я не понимал многие отсылки, постоянно приходилось что-то гуглить, искать лекции, дополнительные исследовательские материалы. И постепенно ко мне пришла мысль: вот было бы здорово иметь LLM-помощника, который будет искать справки по ходу книги за меня и отвечать на возникающие вопросы.

— Так можно же просто написать запрос в ChatGPT и разобраться в смыслах произведения. Или с классической литературой так не работает?

Да, изначально я пытался разобраться в классических произведениях как раз вместе с ChatGPT. Но это оказалось не очень удобно: чтобы получить от него ответы, нужно отвлекаться от книги, писать запрос, объяснять нейросети контекст. Плюс я стал замечать другую проблему: ChatGPT довольно поверхностно рассуждает над вопросами классической литературы и часто выдает какие-то низкосортные комментарии, которые находит в топе поисковой выдачи.

Ну и очевидная проблема — нейросети выдумывают. Например, я обсуждал с ChatGPT «Преступление и наказание» и нейросеть приписала Леониду Петровичу Гроссману фразу о Лужине, которая звучала очень высокопарно, но не соответствовала действительности. LLM сказала, что это цитата из книги «Жизнь и творчество Достоевского» 1946 года. На самом деле книга Гроссмана называется иначе — «Достоевский», и издана в 1962 году, а цитата была полностью выдумана. Ну и как тут доверять? Спойлер: с новыми релизами моделей сильно лучше не стало.

LLM ведь сами по себе не умеют глубоко рассуждать над сложными идеями, это подтверждает даже ряд научных работ ― например, исследование Корнелльского университета. Все из-за того, что без хороших, верифицированных научных и  экспертных материалов языковая модель просто находит в интернете первые попавшиеся популярные сочинения людей, далеких от знания предмета, и выдает ответы на основе этих материалов.

Поэтому я решил расширить опыт LLM, прикрутив к ней RAG по реальным экспертным материалам. Хотелось, чтобы по конкретному вопросу выдавалась сводка из того, что уже осмысляли и о чем говорили настоящие исследователи, а не первое, что найдет нейросеть.

Источник: readintuition.online

Источник: readintuition.online

— На какой экспертизе основан ваш сервис? По какому принципу работает верификация ответов?

— Сначала материалы отбирал я сам — использовал источники, которые рекомендовал учитель в школе. Теперь с этим помогает выпускница программы «Русская филология» РГПУ имени Герцена, которая хорошо разбирается в литературе. Она отбирает лекции, статьи и подкасты на основе своего опыта и использует рекомендации профессоров. Все материалы загружаются в систему и попадают в векторное хранилище. Сейчас у нас доступно 20 произведений классической литературы, например, «Преступление и наказание», «Анна Каренина», «Вишневый сад», «Мертвые души», «Обломов». К каждой книге приложено по 40 дополнительных справочных материалов. И когда пользователь во время чтения книги в «помощнике» выделяет слово или абзац и задает к ним вопрос, система сама ищет релевантные отрывки из этих экспертных материалов. Потом найденные отрывки попадают в промпт для языковой модели, и LLM на основе этих отрывков генерирует ответ.

Более того, читатель может углубиться, пройти по ссылке к источнику — например, перейти на оригинальную лекцию, откуда был взят фрагмент для ответа.

— Не приведет ли такая помощь к тому, что люди разучатся думать самостоятельно?

— Мы и так уже глупеем от ИИ, потому что он забирает часть когнитивной работы. Он суммаризирует, автоматизирует задачи, пишет код. Но ведь так было и с физическим трудом: мы стали малоподвижными, сидим в офисах и ничего тяжелее компьютерной мышки в обычной жизни не держим. Но при этом мы стали больше заниматься спортом — осознанно напрягать мышцы, чтобы быть сильными и здоровыми.

Может быть, также произойдет, когда ИИ заберет рутинные задачи. В таком случае нам понадобятся интеллектуальные тренажеры — в том числе такой потенциал я вижу в «Интуиции».

Сейчас классику не читают как раз из-за того, что нудно, непонятно и сложно. Мы пытаемся снять барьер сложности и демократизировать литературу. Если люди станут больше читать сложные книги — хотя бы и с помощью ИИ-помощников, мы точно станем умнее. Не наоборот.

Источник: readintuition.online

Источник: readintuition.online

— Есть ли в мире аналоги вашего сервиса?

— Прямого аналога «Интуиции» в России пока нет. Одно из первых подобных решений появилось в США — Rebind AI. Журнал Time даже назвал его одним из лучших изобретений 2024 года. Эта платформа позволяет читать западную классику с AI-комментариями, которые основаны на 20-часовых интервью с профессорами, философами, культурологами. Но произведений из русской классики там нет. Были и другие робкие попытки, но в основном на американском рынке. Например, приложение Bookreader, которое недоступно в России. Однако, как и у ChatGPT, у него те же ограничения по глубине анализа: приложение не использует экспертные материалы, а полагается только на инструментарий и принципы обычных языковых моделей.

Также спустя два дня после того, как я рассказал про «Интуицию» на vc.ru, один из основателей OpenAI и AI-евангелист Андрей Карпатый поделился в соцсетях своей читалкой Reader3. Она позволяет закидывать в LLM кусочек книги, который ты читаешь, и общаться по нему с языковой моделью. Но ответ, опять же, основывается не на экспертной базе.

Источник: readintuition.online

Источник: readintuition.online

— Сколько сейчас пользователей у вашего приложения? И как, по Вашему опыту, люди оценивают подобные решения?

— Сейчас у нас пилотный запуск в книжном клубе «Междометия», который ведет филолог и учитель литературы Елизавета Мухамедшина. На ее соцсети суммарно подписано 25 тысяч человек.

Люди реагируют по-разному. Те, кто не пробовал, часто выражают скепсис. И это понятно: у меня тоже был негативный опыт обсуждения книг с ChatGPT. А вот те, кто попробовал, пишут благодарности и говорят, что открыли для себя что-то новое и глубокое — даже если уже читали «Преступление и наказание» три раза.

Ошибки все еще встречаются, Например, один из читателей рассказал, что не мог выйти из онбординга и полноценно воспользоваться приложением. Мы читаем комментарии и оперативно стараемся решать проблемы.

— Как сейчас развивается сервис ― вы предоставляете контент бесплатно? Планируете ли в будущем менять бизнес-модель?

— Сейчас мы добавляем книги по запросу: пользователи пишут, какое произведение они хотят прочитать с «Интуицией», и мы добавляем его бесплатно. Также мы сами потихоньку пополняем библиотеку. То есть сейчас за оборудование и генерации LLM плачу я из своего кармана. А чтобы приложение могло поддерживать само себя и его можно было масштабировать, нанимать новых экспертов, вероятно, рано или поздно там появится монетизация: за подписку или за каждую книгу. Но я бы очень хотел, чтобы приложение оставалось бесплатным как можно дольше. Мне кажется важным, чтобы в России был такой сервис, который позволяет лучше и глубже понимать свой культурный код через классику.

Источник: readintuition.online

Источник: readintuition.online

— А будут ли интересны подобные решения крупным игрокам вроде «Литреса» и другим, кто занимается книжным рынком? И почему они еще до сих пор их не используют?

— Я уверен, что будут. Российские пользователи еще не до конца осознали этот запрос, чтобы большие игроки начали на него отвечать. Ну и стоит иметь в виду, что люди, которые читают сложную литературу, часто консервативны и не готовы доверять ИИ, особенно после опыта с поверхностным анализом от ChatGPT.

А те, кто наоборот активно пользуется ИИ, редко глубоко погружаются в классику. Сейчас эти две аудитории почти не пересекаются. Когда они сойдутся, крупным книжным компаниям станет ясно, что в эту нишу надо идти. Я уверен, что такие решения в России рано или поздно начнут появляться.

— Какие у вас ближайшие планы по развитию приложения?

— В планах — загрузить в библиотеку все основные произведения классики и разрешить пользователям добавлять свои книги. Также мы готовим ответы по сюжету книги без спойлеров. Иногда хочется не глубокого филологического ответа, а какого-то базового пояснения: почему герой пошел сюда, зачем вот это сказал?

Также я очень верю в визуализацию. В будущем в «Интуиции» можно будет смотреть интерактивные карты действия: где происходят события романа, как перемещаются герои, какие места важны для сюжета. Например, карта Петербурга с маршрутом Раскольникова. Или диаграммы отношений между персонажами «Войны и мира»: кто кому кем приходится, кто в кого влюблен, кто кого ненавидит, как меняются эти связи по ходу сюжета.