Как говорит Анатолий Васильев, выставка подводит итог его творческих исканий за последние 50 лет. За полвека он успел поработать в разных живописных и графических техниках, среди которых монотипия, силуэт, коллаж. Многообразию деятельности способствовала дружба с художниками творческой группы «Петербург», возглавляемой Михаилом Шемякиным. Там же Анатолий Васильев познакомился с поэтами Виктором Кривулиним, Олегом Охапкиным, Константином Кузьминским.
«Наше объединение не было создано в противовес системе — сама логика развития искусства находила своих исполнителей, которые бы могли заниматься творчеством вне идеологических догм. Стихийно возникали творческие объединения, которые позже были названы „андеграундом“. В 1975 году я участвовал в выставке в ДК „Невский“. Несмотря на толпы и огромный интерес людей к нашему искусству, власти старались ограничить доступ ленинградцев на выставку. Тем не менее, ее посетили и Товстоногов, и Юрский, и многие другие легендарные деятели того времени», — заметил он.
По словам Анатолия Васильева, на своей выставке он ждет не только друзей-художников, но и коллег и студентов из Университета ИТМО. Пространство выставки строится необычным образом: художник демонстрирует инсталляции из предметов и их же изображения. На выставке также воссоздан уголок мастерской — стол, заполненный рисунками, фотографиями и другими предметами.
«У меня есть картина, с помощью которой я сделал большой коллаж „Гость в мастерской“. В этой работе был воспроизведен натюрморт и силуэт человека, который смотрит на него. Выставив картину, рядом я поставил ту самую предметную композицию, которая вдохновила меня на создание этого коллажа. Человек, который смотрит на нее, — увы, уже покинувший нас художник Владимир Овчинников. Я сделал эту инсталляцию в память о нем», — рассказывает преподаватель.
Фотографии, использованные в выставке, будут представлены публике впервые. Они отражают разнообразные сюжеты — пейзажи и натюрморты, созданные в мастерской.
Невзирая на годы, мастер полон оптимизма и желания продолжать поиски в новых направлениях художественной практики. Обучая своих подопечных на кафедре графических технологий, он погружает их в мир современного искусства и дает основы живописных техник.
«Работа приносит мне удовольствие, когда студент, лишенный каких-либо навыков, добивается профессионального видения. В качестве домашних заданий они пишут рефераты по истории западного и российского искусства, выполняют практические работы на пленере, ходят в петербургские музеи. Мне очень хочется привить им чувство гармонии и вкуса. Прекрасно, когда получается взволновать ребят живописной стихией», — отмечает Анатолий Васильев.
Несмотря на развивающиеся цифровые технологии, основа творчества для художника — вещи, сделанные руками, гармонично созданные работы, утверждает преподаватель живописи. Научившись работать карандашом и кистью, студенты смогут применить умения в своих дизайнерских проектах, работая с гаджетами.
Как отметил художник, он заинтересован во взаимодействии с учеными, чтобы найти новые пути выражения в творчестве.
«Некоторые научные идеи невероятно будоражат сознание и являются источником вдохновения. Меня поражает бесконечность структур Вселенной. Я как художник вижу свою задачу в гармонизации Хаоса, когда некие значимые образы извлекаются из него, заряжаются энергией творческого процесса, наполняются жизнью и служат большому целому — картине», — заключает художник.