По словам молодых людей, подготовка к недельной миссии заняла у них несколько месяцев. Изначально предполагалось, что к ней присоединятся более 30 участников, однако члены группы постоянно менялись, поскольку многие понимали, что им не по плечу нелегкая жизнь волонтера. После того как удалось уладить все административные проблемы и подключить к акции комитет по молодежной политике Ленобласти, отряд отправился в свой небольшой тур по четырем поселкам Кингисеппского района. Ребята посетили поселки Фалилеево, Котельский, Ополье, а в конце заехали в Ивангород.
Уроки и помощь для всех
«День у нас делился на три части. Сначала утром идешь в школу — там работа со всеми классами, презентации о здоровом образе жизни, патриотическое воспитание. Мы проводили даже уроки по испанскому языку. После обеда — социальная помощь старикам. Бабушки и дедушки очень радовались, но некоторые относились к нам с недоверием — им было непривычно, что молодежь может вот так запросто прийти и помогать. Несмотря ни на что, каждый из 17 человек был задействован в работе», — рассказывает студент четвертого курса факультета лазерной и световой инженерии Артем Шанин.
Как отмечают студенты, главный упор в работе со школьниками был сделан на уроки патриотизма и пропаганду здорового образа жизни. Чтобы рассказы о войне для самых маленьких слушателей не были чрезмерно тяжелыми, детям рассказывали о животных, которые помогали людям на фронте, показывали подлинные фотографии тех лет. Ребятам постарше читали лекции про Первую и Вторую мировые войны: школьники находили различия между ними, объясняли перемены в ходе боевых действий, узнавали новое о солдатском быту. Урок для старшеклассников был самым серьезным — им показали документальные фото и видео про жителей блокадного Ленинграда, а также поговорили с ними о героях войны из местных поселений.
«Никогда не было проблем с дисциплиной на этих уроках, было видно, что детям эта тема интересна и они открыты для диалога», — подчеркивает магистрантка первого курса факультета пищевых биотехнологий и инженерии Анастасия Мерецкая.
Рассказывая о здоровом образе жизни, волонтеры объясняли малышам самые простые правила гигиены — например, как правильно чистить уши. Те, кто был повзрослее, слушали лекции о вреде чрезмерного количества сахара и соли в пище, отвечали на вопросы, придумывали жизненные задачки на закрепление пройденного материала. Диалог с учащимися выпускных классов был серьезнее: уроки были посвящены гигиене, соблюдению режима дня, принципам правильного питания и занятиям спортом.
Что касается помощи старикам, наиболее ценными для старшего поколения оказались долгие беседы. Одна из наиболее продвинутых бабушек пожелала почаще связываться с волонтерами через скайп и соцсети. Однако одними разговорами дело не обошлось — добровольцы кололи и складывали дрова, привели в чистоту не одну квартиру.
Ребятам также проводили небольшие концерты для школьников и жителей поселков. Программу готовили еще с ноября прошлого года — продумывали тематику, репетировали танцы, сценки КВН, военные песни и интерактивные игры с залом. В итоге представления приняли «на ура».
Перспективные школы
Из всех учебных заведений района, в которых им довелось побывать, добровольцы особо отмечают школу в Ополье. Там не только обучают школьников, но и содержат краеведческий музей силами поселка: собирают старинные предметы быта и находки времен Второй мировой войны. Местные специалисты занимаются с детьми картографией, документируют информацию обо всех проезжающих поселок известных персонах, а также поддерживают архив с историей поселка и наградами в культурной деятельности.
«В поселках в основном стоят школы, построенные в районе 50-х годов прошлого века. Несмотря на то, что поселки не так близки к районному центру, школы выглядят опрятно, сотрудники держат их в хорошем состоянии. Доски и парты если не новые, то очень хорошие, нет никакой разрухи, о которой любят говорить в отношении небольших городов. Везде есть если не проектор, то плазменные панели для удобства проведения уроков, их действительно используют, они не висят просто так», — отмечают студенты.
По словам Анастасии Мерецкой, особенно школьникам понравились уроки по профориентации. Добровольцы заранее подготовили презентацию о ведущих вузах Санкт-Петербурга и всевозможных актуальных профессиях, рассказывали о том, что человек с высшим образованием имеет реальный авторитет в отличие от «авторитетов», курящих на детских площадках. Такие примеры оказались старшеклассникам по душе. Оказалось, что многие из них тяготеют к информационным технологиям и техническим дисциплинам и в перспективе хотят стать студентами Университета ИТМО.
«Больше всего мы хотели мотивировать их на то, чтобы они активно стремились воплощать свои мечты, не сидели на месте, не останавливались на своем пути. Судя по количеству отзывов в группе „Вконтакте“, они нас поняли и действительно ждали», — подчеркивает волонтер.
По словам Артема и Анастасии, если итоги инициативы одобрят, то отрядов станет два — один поедет продолжать работу в уже знакомых поселках, а другой отправится разведывать обстановку в новых с уже апробированной программой. Студенты очень дорожат временем, проведенным в поездке, вспоминают ночные обсуждения предстоящей работы, массовые ночевки в спальниках, понятные только им шутки и истории.
«Несколько дней прошло, а я до сих пор скучаю. Мы обязательно встретимся с отрядом в ближайшие дни, обсудим поездку, весело проведем время и станцуем особый танец, который появился у нас за эту неделю», — заключает Артем Шанин.