Кейсы участникам игры предоставили разработчики кафедры оптико-электронных приборов и систем под руководством старшего научного сотрудника Александра Чертова.

«Были интересные и жизнеспособные идеи, порадовало, что команды отошли от предлагаемого разработчиками сегмента и сценария, глубже изучили проблему, предложив свой взгляд и новые решения. Думаю, все проекты имеют высокий шанс на коммерциализацию. Участники серьезно поработали: полноценное исследование подобного проекта силами одного-двух человек занимает не менее четырех-пяти рабочих недель. Это большая, действительно сложная и интенсивная работа без времени на „раскачку“», — подчеркнула начальник отдела маркетинга инновационной деятельности Университета ИТМО Екатерина Егошина.

Университет ИТМО. Екатерина Егошина
Университет ИТМО. Екатерина Егошина

По словам молодых людей, победивших в конкурсе с проектом по сортировке мусора, рынок, на который нацелена их разработка, практически не занят, имеет размах в масштабах страны, востребован мусороперерабатывающими предприятиями и потому перспективен. Судьи оценили тщательную работу команды в плане проработки маркетинговой стратегии: так, юноши и девушки провели опрос среди жителей города, который показал, что люди в целом очень приветствует переработку твердых бытовых отходов. Система сортировки и отделения пластика от других отходов в «умном контейнере», предложенная участниками, может продаваться напрямую заводам, заинтересованным в качественном и не загрязненном органическими отходами мусоре, который легче перерабатывать. Конкуренция на рынке крайне слабая и возможна только в том случае, если жителей России приучат к раздельному сбору мусора, на что, безусловно, потребуется не один год.

Члены жюри также отметили проект по созданию источников для освещения культивируемых растений в теплицах, оценив высокую степень его проработанности. Однако от экспертов не укрылась и его слабая сторона: по мнению жюри, стоимость светодиодов и систем, связанных с ними, гораздо больше, чем посчитали участники команды. Также судьи оценили старания тех, кто занимался продвижением оптической системы для экспресс-анализа качества светодиодов. Члены команда обошли несколько заводов, где в разговоре со специалистами подтвердили востребованность своей технологии. Однако жюри смутил тот факт, что установка по экспресс-анализу покупается лишь единожды, что заметно ограничивает рынок сбыта. Помимо сортировки мусора с помощью оптических систем, студенты предлагали отбирать по качеству руду и выявлять несвежие мясные продукты.

Университет ИТМО. Деловая игра «Маркетинг инноваций»
Университет ИТМО. Деловая игра «Маркетинг инноваций»

По итогам жюри по достоинству оценили каждый проект, в заключение отметив, что выбранный победитель является достаточно условным. Ведь все участники получили главный приз конкурса — опыт и ценные советы: например, о том, что не стоит пользоваться шпаргалками во время презентации проектов, не зазубривать тексты и тщательнее выделять конкурентные преимущества предлагаемых разработок.

По словам Екатерины Егошиной, команды работали под руководством менторов Департамента проектной и инновационной деятельности, которые содействовали командам в организации работы. Специалисты Надежда Михайлова, Юлия Кальниченко, Александр Остроухов, Татьяна Гапоненко и Елена Прищепа помогли готовить каждый этап игры, курировали исследования и помогали с командообразованием.

Университет ИТМО. Деловая игра «Маркетинг инноваций»
Университет ИТМО. Деловая игра «Маркетинг инноваций»


Отметим, что игра «Маркетинг инноваций» проводится уже не первый год при сотрудничестве кафедры маркетинга и коммуникаций факультета технологического менеджмента и инноваций и отделом маркетинга инновационной деятельности Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО. Согласно замыслу организаторов, мероприятие должно научить студентов понимать устройство рынков высокотехнологичной продукции и дать им необходимый опыт работы с разработчиками инновационных технологий.