Наверняка каждый человек в детстве видел толстые календарики с объемными изображениями милых щенят или котят, которые двигались в зависимости от угла зрения. Примерно так же работают и современные лентикулы, только процесс их производства куда сложнее.
Как подчеркивает сотрудник Центра дизайна и мультимедиа ФТМИ, ассистент кафедры графических технологий Университета ИТМО Василий Трушин, визуально лентикулы от привычных объемных календариков отличаются потрясающей глубиной изображения — они создают иллюзию погружения в экспонат. Все это подчеркивается высоким разрешением и цветовыми характеристиками фотографий, а также точностью современных УФ-принтеров. Если добавить к этому большой размер — около 60 на 80 см, а также величественные формы военных кораблей, то картина получится весьма впечатляющая.
«Лентикулярные изображения печатаются двумя способами: либо обычным принтером на бумаге с последующим приклеиванием к пластику микролинзового растра, либо с помощью УФ-принтера прямо на пластике. В первом случае требуется очень точное совмещение „располосованного“ изображения с линейками растра, а во втором — нужен тот самый УФ-принтер. Второй путь понравился нам куда больше: дело в том, что в Фаблабе Технопарка Университета ИТМО уже есть ультрафиолетовый принтер, который в перспективе будут использовать для таких целей. Обратиться для печати в стороннюю организацию понадобилось лишь потому, что формат заказа оказался больше, чем поле принтера фабрики-лаборатории», — поясняет декан естественнонаучного факультета Сергей Стафеев.
Чтобы изобразить шесть броненосцев практически «живьем», Университет ИТМО использовал модели боевых кораблей, выставленных в Военно-морском музее. Фигуры флотилии столетней давности знакомы многим петербуржцам и гостям города, кто хоть раз бывал в Центральном военно-морском музее. Модели величиной до двух метров поражают воображение, изобилуя деталями настоящих миноносцев, броненосцев и крейсеров, участвовавших в Цусимском сражении. Теперь шесть изображений кораблей, носящих имена «Светлана», «Адмирал Ушаков», «Николай I», «Буйный», «Ослябя» и «Бородино» с недавнего времени демонстрируются в зале музея крейсера «Аврора», посвященном Цусимскому сражению, — последнем в анфиладе открытых залов.
Первым шагом к «оживлению» фигур стала стереоскопическая панорамная съемка с помощью арендованного у греческих коллег слайдера. Двигающаяся вперед-назад по реям камера под разными углами снимала модели кораблей на зеленом фоне. Работе с оборудованием Василия Трушина обучал представитель Греческого института голографии Андреас Саракинос. Они создали необходимые кадры для последующей печати в условиях сжатых сроков в выходные дни музея.
«Процесс строился следующим образом: на слайдере, состоявшем из двух модульных рей и штатива, устанавливались платформа и камера, на которую производилась съемка. Управлять ее движением по реям, а также углом поворота можно было со смартфона или планшета. Перед этим высчитывались параметры съемки и количество кадров в зависимости от характеристик ребристой линзы, с помощью которой достигается объемный эффект. Причем снимков требовалось немного — по 25 на каждый корабль, из которых позже составляли единую картину. И только после этого можно было приступать к процессу печати на ультрафиолетовом принтере», — рассказывает Василий Трушин.
К слову, на этом сотрудничество оптиков и сотрудников Центра дизайна и мультимедиа в сфере Art&Science не заканчивается. Совместно они готовят выставку, которая пройдет в Петербурге осенью. В рамках мероприятия жители и гости Северной столицы смогут посмотреть на церковные доминанты Петербурга и два крейсера времен Цусимского сражения с необычной стороны. Так, экспонаты будут доступны в виде голограмм, лентикул и компьютерных 3D-моделей, подчеркивает Сергей Стафеев. Как поясняет заведующий кафедрой графических технологий, ведущий инженер Центра дизайна и мультимедиа Артем Смолин, развитие кластера Art&Science Университета ИТМО идет в ногу со временем: новые технологии стали неотъемлемой частью общества, а также дополняют культуру. Они не просто подразумевают некую оцифровку предметов искусства — с их помощью можно показать культурное наследие с новой стороны. Такие сферы культуры, как театр и музейное дело, интересны для инженеров и технологов Университета ИТМО в том числе и потому, что мультимедийные решения для них требуют зачастую нетривиального подхода и позволяют выполнить сложные задачи в короткие сроки.
Редакция новостного портала Университета ИТМО