На форуме «Развитие высшего образования» всего за несколько часов параллельных секций спикеры успели поговорить о зарплатах преподавателей, роли университетов в развитии регионов, трудоустройстве выпускников, внедрении новых технологий, а также о развитии исследований и инноваций. Так, по итогам первой секции представители российских вузов сошлись во мнении, что университеты играют важную роль в формировании не только общества, но и социокультурной среды. Они также одобрили инициативу по увеличению количества базовых кафедр в сотрудничестве с предприятиями. Это, по мнению профессионалов, поможет в подготовке кадров и диалоге с бизнесом и властью. Кроме того, уверены специалисты, есть смысл делать ставку на подготовку незаменимых людей в оборонно-промышленном комплексе.
«Мы должны понимать, насколько должна быть первостепенной для университетов реализация функции общественного блага в сфере образования. Университет может и должен выступать интегратором взаимодействия власти, бизнеса и общества. Опорные вузы становятся точками социокультурной пересборки регионов. Чтобы это работало, нам нужно решить ряд вопросов. Среди них рассогласованность разных уровней системы образования. Например, сегодня университеты занимают активную позицию по отношению к школам, но нам нужен облегченный вариант взаимодействия, чтобы это никоим образом не походило на нецелевое расходование средств. Болезненный вопрос — система повышения квалификации, когда единственный критерий — стоимость такой услуги. В итоге мы получаем низкое качество повышения квалификации, отчего проигрывают все. Положительный момент дискуссии также состоит в том, что все согласились с такой мерой, как включение региональных глав в наблюдательные советы вузов», — подчеркнул ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский.
В свою очередь, о развитии новых технологий в системе высшего образования отчитался заместитель проректора по образовательным технологиям и территориальной среде Уральского федерального университета Василий Третьяков. Как объяснил эксперт, время показывает, что одного обновления образовательных программ недостаточно: нужно стремиться к внедрению смарт-технологий в университетах. Успешная подготовка выпускников обязывает их использовать: например, сегодня не представить обучение студентов на медицинскую или судостроительную специальность без отработки навыков на симуляторах. Это на руку и работодателям, которые также должны быть вовлечены в учебный процесс. Университетам же следует масштабировать лучшие кейсы в сфере взаимодействия с компаниями. Кроме того, подчеркнул Василий Третьяков, стоит пересмотреть традиционные подходы к учебным планам под влиянием новых технологий, разобравшись как можно скорее с нормативной базой.
«Мы все видим всплеск популярности онлайн-курсов: сотни миллионов пользуются этим новым форматом обучения. С одной стороны, работодатели могут довести актуальные сегодня новые технологии до университетов, а с другой, нам нужно понять, как они могут встраиваться в систему формального обучения. Спустя год после создания национальной платформы „Открытое образование“ сейчас у нас уже есть опыт, но стали явными и сложности при использовании онлайн-курсов», — пояснил представитель УрФУ.
Так, подчеркнул господин Третьяков, в создание эффективных онлайн-курсов должны быть вовлечены заинтересованные эксперты, причем не только из вузов, но и со стороны работодателей. Гарантом качества образовательных онлайн-продуктов должны выступать сами университеты, а также авторы лекций как обладатели интеллектуальной собственности. В свою очередь, министр образования и науки Ольга Васильева согласилась с тем, что первостепенным в этой сфере является вопрос качества получаемого онлайн-образования.
Подводя итоги секции «Развитие исследования и инноваций», директор института физико-математических наук и информационных технологий Балтийского федерального университета Артем Юров подробно остановился на осмыслении стимула притока талантливой молодежи в науку. Хороший вариант — взращивание молодых ученых буквально со школьной скамьи, так как школьникам близки именно университеты, а не академические институты. Во-вторых, это напрямую соотносится с образом подготовки кадров: молодые исследователи должны преподавать, а также создавать новые фундаментальные теории на основе технологий XXI века вроде big data или нейросетей. Ведь именно проверенные научные исследования становятся первичной основой для учебников, по которым учатся школьники, уверен Артем Юров. Он также заметил, что инновации будут невозможны, если обойти стороной вопрос заработной платы профессорско-преподавательского состава вузов.
«Все мы помним „майские указы“ президента, где говорилось о конкурентоспособной зарплате преподавателя. Конечно, в условиях ограниченности ресурсов увеличить ее только за счет бюджетных средств невозможно. Предлагается дать устойчивую форму поддержке постоянных позиций ведущих исследований с обеспечением конкурентной на рынке оплаты труда. При этом привязки к конкретному гранту быть не должно. Институт постоянных позиций должен подкрепляться высоким входным порогом: человек, набравший некую критическую массу в своей области, имеющий хорошо цитируемые научные статьи, сможет этот порог пройти», — подчеркнул господин Юров.
По словам начальника Управления научной политики и организации научных исследований МГУ им. М. В. Ломоносова Андрея Федянина, эксперты, принявшие участие дискуссии о системе государственной научной аттестации, говорили о том, что обновленная система присуждения ученых степеней уже заработала. Так, существенно поменялся состав Высшей аттестационной комиссии, а на площадку президиума ВАК пришла научная дискуссия. Кроме того, число диссертационных советов сократилось почти наполовину благодаря новым требованиям. К институту присуждения ученых степеней вернулось доверие, поэтому основная задача теперь — максимально повысить качество ее работы.
«Во-первых, есть следующая проблема: существуют диссоветы, которые функционируют не только в подведомственных Минобрнауки организациях, но и в организациях других министерств. Если не будет единых критериев к их формированию и работе, то это начнет разрушать систему защиты диссертаций изнутри. Эти подходы должны базироваться на ясных и понятных критериях и быть едиными. Кроме того, диссоветы необходимо открыть и в регионах, чтобы они не функционировали лишь в Москве и Петербурге. Необходим равный доступ к защите диссертаций всех ученых и преподавателей вне зависимости от места жительства и работы», — заключил Андрей Федянин.
Как резюмировала глава Минобрнауки Ольга Васильева, все перечисленные предложения станут основой для нормативного регулирования на федеральном уровне. Министр добавила, что работа участников форума была крайне плодотворной, а также подчеркнула, что и ведомство, и она сама всегда открыты для новых предложений и перспективных решений.