Что такое электронное правительство? Упрощенно — это возможность получать государственные услуги с помощью интернет-технологий. Но определение подразумевает куда больше возможностей. Электронное правительство позволяет не только записывать детей в школу и подавать заявки на налоговый вычет, не выходя из дома, но и получать актуальную информацию, которая позволит эффективнее расходовать государственные ресурсы в различных отраслях. Например, информация об оперативном расписании движения общественного транспорта в открытом доступе может существенно упростить организацию этой госуслуги, снизить бюджетные расходы на нее.
Во многих странах уже давно возникло еще одно понятие — «электронная демократия». Оно подразумевает прямое вовлечение граждан в процессы управления государством. «Помогать» правительству принимать решения и регулировать общественные процессы можно не только с помощью голосований и жалоб, но и посредством петиций, социальных сетей, вебинаров, других аналогичных средств.
«Думаю, уже каждому понятно, что легитимность принимаемых властью решений не может больше утверждаться по умолчанию только потому, что народ когда-то официально избрал своих государственных представителей. Решения чиновников, депутатов должны соответствовать мнению общественности либо хотя бы опираться на них. Реализовать такую систему можно с помощью трех основных процессов: информирование населения о предстоящих изменениях и вариантах развития событий, консультация с экспертами по поводу общественных настроений и принятие решения», — прокомментировал Юрий Мисников.
Он привел в пример московский сайт «Активный гражданин», с помощью которого неравнодушные граждане могут взаимодействовать с чиновниками по тем или иным вопросам, решать какие-то ежедневные проблемы путем голосования. Конечно, в электронной демократии существует нерешенный вопрос: насколько логично передавать решение серьезных экономических, политических проблем гражданам, которые могут быть некомпетентны в юриспруденции, международных отношениях, экономических науках?
С другой стороны, идентификация общественного мнения — это своеобразный морально-этический барьер для правительства в принятии тех или иных решений. Любой человек, не обладая экспертными знаниями в той или иной области, может выражать свое мнение по вопросам, которые затрагивают благополучие его жизни. Например, закрывать или нет заводы, которые выбрасывают в атмосферу опасные химические соединения? Строить ли на свободном участке казино или создать на нем зеленую зону? В первом случае мнение жителей будет, скорее всего, единогласным, а вот во втором могут возникнуть дискуссии: ведь казино — это рабочие места, тогда как парков в городе и так хватает по нормативам, привел примеры эксперт ООН.
Однако средств, с помощью которых власти могут услышать голос народа, не так много, и о них мало кто знает. Например, существуют официальные сайты, на которых выкладываются законопроекты. Любой пользователь Интернета может прокомментировать тот или иной документ, а правительство может учитывать эти комментарии. Но на практике такие сайты не рекламируются, а гражданам слишком тяжело читать многостраничные юридические тексты, так как простых описаний законопроектов никто не предоставляет.
Другой пример — «Российская общественная инициатива». В отличие от популярного ресурса Change.org петиции с этого сайта реально направляются на рассмотрение в правительственную рабочую группу и далее в Государственную Думу, если наберут определенное количество подписей. Другой вопрос, что «РОИ» недостаточно хорошо разрекламирован и мало граждан пользуются этим порталом. Важную роль в мотивации граждан проявлять свою позицию играет и интерфейс сайта электронного правительства или электронной демократии. Если структура портала будет недружественной пользователю, то он не станет им пользоваться.
Кроме того, у государства должны быть программные инструменты, чтобы распознавать комментарии, которые действительно имеют смысловую ценность и являются выражением мнения, а не результатом работы «интернет-троллей». Для человека мнение соседа, коллеги или просто жителя того же города может быть важнее, чем мнение авторитетного эксперта: ведь люди живут в тесных сообществах, которые регулируются сами собой. Правительство должно уметь организовывать интернет-дискуссии о государственных решениях так, чтобы понимать, как именно формируются мнения по различным вопросам, насколько они отражают интересы различных групп общества. Для этого следует разработать логические и программные алгоритмы анализа результатов общественных консультаций в интересах принятия более обоснованных управленческих решений. Именно такая задача сейчас решается в Университете ИТМО под руководством Юрия Мисникова.
Комплексная система измерения и оценки участия общественности в процессах управления с использованием инфо-коммуникационных технологий (METEP) дает возможность оценить уровень готовности стран в целом и их отдельных отраслей и территорий к более активному вовлечению граждан в процессы управления, например, через целенаправленное информирование, общественные консультации и приглашение к принятию решений.
«Мы создали эту систему для того, чтобы оценить, насколько органы власти привлекают граждан к управлению государством с помощью тех или иных информационных технологий, общественных мероприятий. Это международная система, доступ к ней есть в большинстве стран мира. Там есть опросник для государственных ведомств о том, что они делают, чтобы вовлекать граждан в электронные демократию и правительство. Вопросы составлены так, чтобы у отвечающих не было возможности отвечать только положительно — ведь ни одна система не идеальна. По окончанию анкеты система предлагает рекомендации по улучшению политики ведомства. Также составляются международные рейтинги стран по вовлеченности граждан в электронное участие. Использовать эту систему можно на федеральном, региональном, муниципальном — любом административном уровне. Также METEP позволяет проводить опросы среди граждан», — объяснил разработчик системы.
Следовать или нет рекомендациям METEP — воля правительства. Зачастую бывает достаточно не создавать новые ресурсы, а улучшить имеющиеся либо просто позволить им работать. Для каждой страны методология повышения вовлеченности граждан в электронное участие может быть разной. Сложность заключается и в том, что в этой области непросто проводить научные исследования. Однако магистрантам кафедры управления государственными информационными системами, заинтересованным в этом направлении могут быть предложены темы для научной работы.
Завершая встречу заведующий кафедрой УГИС Андрей Чугунов отметил готовность привлекать магистрантов к проекту «Исследование моделей и методов электронного управления развитием территорий», которое в настоящее время ведется в рамках международной лаборатории «Городская информатика». Важный компонент этого исследовательского проекта реализуется в Университете ИТМО под научным руководством международного эксперта Юрия Мисникова.
Редакция новостного портала Университета ИТМО