Когда вы впервые узнали о программировании и стали им заниматься?

Станислав: Начиная с шестого класса, я мечтал создавать игры. Старался искать информацию в интернете — самостоятельное обучение давалось непросто. Вскоре начал создавать 3D-модели, занимался этим довольно долго, набрался определенного опыта. В классе седьмом-восьмом я осознал, что программировать не так уже и сложно. Первый полноценный язык, который я изучил, был C#. Самостоятельно разбираясь в нем, я понял, что нужно узнать, что такое циклы. К концу восьмого класса я освоил основы и начал переходить на С++. С девятого класса начал участвовать в олимпиадах по программированию.

Михаил: Когда начал интересоваться информатикой и программированием, я, как и многие другие, думал о создании игр. О чем еще было задумываться, если с детства вокруг куча игр? Конечно, хотелось создать свою! Первым языком программирования, с которым я познакомился, был язык скриптов в какой-то компьютерной игре. С его помощью можно было создавать собственные уровни. Сейчас я использую в основном C++ и Python. Кстати, на сайте CodeForces.com регулярно проводятся соревнования по программированию. Наш чемпион Гена Короткевич там первый в рейтинге. Как-то я посмотрел его историю участия и обнаружил, что несколько лет назад Гена писал на Pascal. Все когда-то начинали с малого!

Университет ИТМО. Михаил Путилин
Университет ИТМО. Михаил Путилин

Нодир: В Таджикистане, откуда я родом, программирование как таковое не очень хорошо развито. У меня не было ни учителей, ни наставников. Программированием я начал заниматься сам еще в восьмом классе, в 14 лет. Родители об этом даже не знали. Все началось с простенькой игры на телефоне Hill Climb Racing. Когда я играл в нее, я постоянно проигрывал, потому что вечно пропускал канистры с бензином. Потом я понял, что с помощью программирования можно рассчитать, где в игре будут емкости с бензином. Так я начал изучать C++, а потом, выучив циклы, я написал свою первую программу, которая высчитывала, на каких отметках можно «поймать» канистры с топливом в игре.

В школе у нас не было программирования, так что помочь мне было некому, все приходилось изучать самому. Здорово, что наш учитель информатики дал нам определенный минимум, рассказывал о существовании языков, которых, впрочем, не знал и которыми не пользовался. Мы с ребятами записывали за ним и занимались программированием самостоятельно. Позже, когда я подтянул свой уровень, познакомился с такими же увлеченными парнями из других школ (я учился в семи разных школах) и узнал о существовании спортивного программирования. Уровень моих друзей был выше, поэтому их советы помогали мне развиваться.

Какая отрасль IT-индустрии привлекает вас и почему?

Станислав: Сейчас меня интересует создание мобильных приложений и машинное обучение, потому что сейчас эта отрасль быстро развивается и активно применяется. То же самое и с мобильными разработками. Я раньше создавал игры под Unity 3D. Потом узнал, что такое циклы, и начал заниматься непосредственно программированием. Позже меня увлекло спортивное программирование.

Михаил: Несколько месяцев назад я заинтересовался машинным обучением. Впрочем, мне не удалось изучить его достаточно хорошо, так как там требуется серьезная математическая подготовка, которую дают лишь в вузе. Думаю, что в будущем займусь этим снова.

Нодир: Я бы хотел всерьез заняться спортивным программированием.

Университет ИТМО. Нодир Доминов
Университет ИТМО. Нодир Доминов

Есть ли у вас какие-то начатые проекты, задумки, идеи для стартапа?

Станислав: В 11 классе мы с другом делали проект под Android. Смысл в том, чтобы одно приложение служило мессенджером для нескольких социальных сетей и приложений вроде «ВКонтакте», Telegram, Facebook. Удобно ведь работать через одно приложение, а не открывать сразу несколько. Сейчас я им пользуюсь сам: оно работает пока только для ВК. Впрочем, проект еще в разработке. Мы с другом пошли в разные вузы, я поступил в Университет ИТМО, а он — в Высшую школу экономики.

Михаил: В прошлом году я участвовал в Летней компьютерной школе в параллели P. Вообще, в ЛКШ учат олимпиадному программированию, но там есть специальная параллель, в которой можно узнать много нового о промышленном программировании. В том году мы разрабатывали сайт при помощи фреймворка django на языке программирования python. Кроме того, несколько лет назад я был в Летней школе юных программистов — там мы занимались созданием собственного языка программирования и компилятора для него.

Нодир: Я пока не задумывался, где бы мог применить свои навыки впоследствии. На самом деле, программирование — это моя отдушина, мне просто нравится то, что я делаю. Можно сказать, меня необъяснимо тянет заниматься этим. Иногда я даже программирую просто так, в свободное время, отвлекаясь от других дел.

Как вы узнали об Университете ИТМО?

Станислав: Услышал в 10-м классе от знакомых.

Нодир: У меня был друг, победитель Международной олимпиады, который уехал в Петербург, чтобы учиться в Университете ИТМО. Позже я узнал, что буквально все медалисты Международной олимпиады по программированию в Таджикистане едут учиться сюда, в ваш университет. Я последовал их примеру.

Университет ИТМО. Станислав Наумов
Университет ИТМО. Станислав Наумов

Михаил: Впервые я услышал об Университете ИТМО от своего школьного преподавателя информатики. Когда я думал о том, куда поступать, Университет ИТМО рассматривал как один из самых предпочитаемых вариантов. И вот я здесь.

Расскажите о компании, в которой вы хотели бы стажироваться или работать?

Станислав: Я хотел бы создать свою компанию, потому что работать на себя гораздо приятнее, чем на кого-то. Стажироваться хотел бы в топовых компаниях вроде Facebook, Google. Например, мы бы очень хотели сходить на экскурсию в JetBrains, а потом пройти там практику.

Михаил: Насчет работы я пока что не размышлял, но стажировки в Яндексе, Google, JetBrains были бы, конечно, очень желательны.

Нодир: Если повезет, было бы круто работать в JetBrains, Google, Яндексе.