Есть идея? Начинайте сразу

Когда я учился в магистратуре, многие из моих однокурсников так же, как и я, развивали какие-то идеи. Рисовали скетч-буки, делали мокапы, доводили их до идеала. Я не стал тратить на это время, и опубликовал объявление о поиске дизайнера для проекта уже через два часа после того, как его придумал. Почему я сделал именно так? Потому что на основе дизайна я мог бы подключить хорошего программиста, которого просто идеей не завлечешь: айтишники мыслят структурно, им нужен скетч перед глазами. С этих людей вокруг твоей идеи вырастает некая «тусовка», которую тебе предстоит превратить в команду.

Другая ошибка, которую часто делают многие стартаперы — это создание продукта и доведение его до совершенства без взаимодействия с будущими потребителями. Я сразу же громко заявил об идее, и это привлекло первых бета-тестеров того, чего у нас еще даже не было. Мы начали понимать, какие функции нужны сервису, благодаря трем нашим первым «подопытным», оформилось некое подобие заказа, и мы стали делать приложение под аудиторию. Если бы мы оттачивали свой продукт без привлечения сторонних людей, мы бы, как многие другие стартапы, легко попали в так называемую «долину смерти». Люди часто «шлифуют» свой продукт годами, но потом выясняют, что он не устраивает потребителей. Мотивация резко падает, стартап забрасывают.

Университет ИТМО. Александр Головатый
Университет ИТМО. Александр Головатый

Состав команды менялся три раза. От первоначального остались я, разработчик под Android и разработчик интерфейса. Были люди, которые много говорили, но ничего не делали, и мы прекратили с ними сотрудничать. Одной из наших ошибок было то, что мы тянули с выбором технологии, на которой собирались делать сервис. Определились, нашли специалиста, он обещал нам сделать все за две недели, но через полтора месяца у нас так ничего и не появилось. Потом началось лето, все разъехались, я никого не мог собрать вплоть до осени. Сейчас над Surprise Me уже больше года работает шесть человек, и эти люди потратили столько времени, что уже было бы глупо отказываться от проекта.

Почему люди шли работать без оплаты? Для студентов это был шанс применить свои знания на практике, научиться чему-то. Вторая причина в том, что я обещал ребятам долю в проекте. К тому же, даже если бы у нас ничего не вышло, мы все получили бы опыт, который пригодится и для работы в крупной компании.

Со дня появления идеи прошло уже два года, причем за это время она существенно изменилась. Если сейчас мы придерживаемся концепции сервиса для создания квестов, то первая идея звучала как «ты сможешь создавать приложение для самого себя и проходить квесты» Естественно, кто-то в ответ на это крутил пальцем у виска.

Строим команду

Как строится команда? Каждый, кого ты посвящаешь в свою идею, должен понимать, что он не имеет права говорить о ней кому-либо еще. Разработчика под iOS я даже попросил подписать соглашение о неразглашении, и он сделал это… кровью. Конечно, это была просто шутка, но она помогла установить между нами прочную связь — парень воспринял наш договор серьезно и до сих пор остается с нами в команде, в отличие от многих других. Так что команда — это ваше все. Нужно искать людей, которые готовы вложить в дело душу и силы, и, отталкиваясь от их умений, вы найдете для них функции. Мы как-то наняли парня, который со временем понял, что ему не по душе те задачи, которые мы ему ставили. Он оказался не так эффективен, как хотелось бы, зато привлек другого коллегу, и тот выполнил большую часть работы.

Если твоя идея правдоподобна и сильна, на первых этапах коллег нужно поддерживать, давать им эмоциональный фидбек, находить тот самый индивидуальный подход. Например, один из парней нарисовал дизайн сайта за пару дней. Он справился с простой задачей качественно, но перед этим я расписал ему настоящую мантру на успех, в которой было что-то наподобие «ты красавчик, я благословляю тебя на создание лучшего дизайна в мире» и так далее. И это работает.

С программистами все бывает сложнее. Они не всегда любят похвалу, часто избегают ее, но есть и исключения. Один из наших разработчиков всегда хотел сделать приложение, связанное с играми. Квест — это отчасти игра, а значит, в нем нужна команда. Он понимал, что в одиночку ему не справиться, но увидел мое объявление, и мы нашли друг друга.

Университет ИТМО. Приложение Surprise Me
Университет ИТМО. Приложение Surprise Me

Аудитория и тестирование

Еще до бета-тестирования я проверял гипотезу о том, нужен ли наш сервис потребителям. Я предложил знакомым сделать бесплатный квест в виде специального индивидуального приложения на 14-е февраля для их девушек. У нас не было ничего, но был человек, готовый взяться за это. Индивидуальный запрос мы «зашили» в приложение с очень скромным функционалом, но оказалось, что идея работает. Один парень даже завоевал сердце девушки, которая давно ему нравилась — его квест заканчивался совместным походом в кино. И это, можно сказать, был наш первый успех.

Я был уверен, что люди не ленивы и точно захотят создавать квесты. Но во время учебы на ФТМИ по программе «Технологическое предпринимательство и развитие инноваций» мне сказали, что все свои предположения нужно проверять на людях. Во время первого же опроса я выяснил, что создавать квесты было бы интересно девушкам, а парням — нет; им удобнее просто заплатить за готовый продукт, сэкономить время и подарить его подруге. На основе этого нам пришла идея продавать готовые квесты, что мы сейчас, собственно, и делаем. И это помимо конструктора квестов, который тоже работает вполне успешно.

Один из клиентов, который обратился к нам, когда у нас еще не было продукта, впоследствии оказался нашим конкурентом. Грубо говоря, он попросил нас написать техническое задание на основе его идеи. Он понимал, что мы согласуем его с нашим проектом, и таким образом он сможет больше о нем узнать. Слава богу, мы ему ничего не рассказали — не подвела бдительность. Ведь если вам задают вопрос, надо думать, для чего он был задан.

Если не побоитесь начать, ваша идея станет обрастать реальными деталями. Все очень просто. Сейчас один из наших крупных клиентов — музей «Петропавловская крепость». В свое время одна девушка протестировала бы наше приложение к 8 марта, прошла бы квест со своей знакомой, а та по счастливой случайности оказалась сотрудницей Петропавловской крепости. Благодаря этому мы познакомились с нужными людьми, и Петропавловка, сделавшая массовый квест на нашей платформе, стала зарабатывать на нем.

Приложение Surprise Me. Источник: surprizeme.ru
Приложение Surprise Me. Источник: surprizeme.ru

Ценообразование

Когда я проводил опросы, я во многом ориентировался на систему подарков. Спрашивал, какие подарки люди выбирают, сколько времени и денег тратят на его упаковку и поздравления. Например, покупая телефон, человек может упаковать его в коробку стоимостью 400 рублей и заказать к нему креативную доставку. На основе покупательской способности разных клиентов можно выстроить примерное понимание, какую минимальную и максимальную цену люди готовы заплатить за твой продукт. Так у нас получается создавать систему тарифов и прорабатывать схему монетизации. Главное, чтобы экономика проекта в итоге сходилась.

Сейчас людям иногда непросто понять наш продукт, и мы собираемся дать бесплатную возможность попробовать конструктор квестов. Скорее всего, мы также поднимем цены, потому что люди готовы платить больше — как юридические лица, так и физические.

Когда ты рассказываешь всем о своей идее, всегда находятся советчики. Кого-то это может раздражать, но те, кто дает советы, часто смотрят на ситуацию свежим взглядом. Они дорабатывают идею за тебя, и этим обязательно стоит воспользоваться. Например, так у меня возникла идея с партнерскими организациями, я тогда еще не работал в ITMO.STORE. Мой знакомый рассказал, что запускает продажу крымских вин, и мы придумали спрятать в городе ящик вина и предложить людям поискать его с помощью нашего квеста.

Личное отношение

Сочетать работу и бизнес-проект очень тяжело. Я дал себе обещание, что даже в самые непростые дни буду уделять Surprise Me минимум час, а когда работы слишком много, я прихожу в офис пораньше и все равно занимаюсь личным проектом. Эти жесткие рамки я поставил себе сам: моя работа не должна страдать из-за бизнеса. Здесь нужно выразить благодарность моей жене Лене — она понимает меня, хотя в день я могу провести с ней не больше двух часов, а все остальное время потратить на работу.

Конечно, бывают случаи, когда падаешь духом, потому что ты отдаешь себя делу полностью, а команда — нет. Но сотрудников не всегда нужно ругать или прямо указывать на ошибки и сорванные сроки, можно находить другие способы их стимулировать. Например, у вас один сотрудник работает быстрее другого, первого нужно похвалить, и второй тоже ускорится. Кто-то начнет шевелиться только после разноса или прессинга. В нашей команде есть парень, который может месяц не выходить на связь, но представит достойный результат в обговоренные сроки. Конечно, это огромный риск. Но таковы люди, и нужно уметь с ними работать и правильно давать понять, что ты от них хочешь.